Анализ трудовой деятельности детей в средней группе. Диагностика трудовой деятельности детей

2.6. Диагностика результатов трудовой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уровни освоения образовательной области «Труд» у детей средней группы

Имеет устойчивый интерес к труду, проявляет инициативу, выполняет несложные трудовые поручения самостоятельно, с удовольствием включается в совместный со взрослым трудовой процесс, может сам ставить трудовые цели; поддерживает порядок и чистоту с помощью взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; может оценить качество своего результата и исправить ошибки; проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, хочет быть полезным другим людям, понимает необходимость труда; четко и точно выполняет трудовые действия, успешно трудится вместе с ровесниками.

Имеет интерес к труду, но редко проявляет инициативу, выполняет трудовые поручения с помощью взрослого; поддерживает порядок и чистоту по предложению и с помощью
взрослого; испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы; затрудняется в адекватной оценке качества своего результата и в исправлении ошибок, недостаточно контролирует свои трудовые действия, может нарушать их последовательность, не обращать внимания на условия труда, переключаться с одной трудовой задачи до ее завершения на другую; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; испытывает положительные эмоции в процессе труда, гордится его результатами, стремится получить ободрение, с удовольствием включается в совместный труд со взрослым и другими детьми, но не всегда успешно взаимодействует с детьми.

Не проявляет устойчивого интереса к труду; активность низкая, не замечает на-
рушения чистоты и порядка, не испытывает удовлетворения от хорошо сделанной работы;
при выполнении трудовых поручений нуждается в помощи взрослого, действует наиболее
продуктивно в совместной со взрослым деятельности; не всегда проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда; не проявляет положительных эмоций в процессе труда, трудовые действия не освоены, действует неуверенно, в коллективном со сверстниками труде действует непродуктивно.

Не проявляет интереса к труду, не стремится трудиться вместе со взрослым,
сверстниками; не замечает нарушения чистоты и порядка, не испытывает выраженного- удовлетворения от сделанной работы; не выполняет трудовые поручения; трудовые действия не сформированы.

Методика «Изучение мотивов трудовой деятельности»

Подготовка исследования. Приготовить необходимые материалы для изготовления флажка и салфетки. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе этой деятельности.

Проведение исследования. Детям предлагают через определенные промежутки времени выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета: флажок и салфетку из полотна. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание выполняется при различных мотивировках.

Первая серия. Сделать подарок для мамы.

Вторая серия. Сделать подарок для малышей.

Третья серия. Сделать игрушку для предстоящей игры со сверстниками.

Четвертая серия. Изготовить материал для игры в «мастерскую».

Таким образом, каждому ребенку предлагают сделать 4 флажка и 4 салфетки при разной мотивировке цели действий.

Обработка данных. Подсчитывают, сколько детей взялось за выполнение каждого задания, сколько отказалось, в каком случае. Полученные данные оформляют в таблицу.

Особенности принятия мотивации дошкольниками Серия Мотивация Возраст детей

3-4 года 4-5 лет 5-6,5 лет

согласие несогласие согласие несогласие согласие несогласие

1 Сделать подарок маме

2 Сделать подарок малышам

3 Сделать игрушку для игры со сверстниками

4 Изготовить материал для игры в мастерскую

Прослеживают эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т.е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается.

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО

УХОДУ ЗА ЖИВЫМИ ОБЪЕКТАМИ

По результатам диагностики знаний детей о природе, о развитии трудовой деятельности по уходу за живыми объектами воспитатель планирует организацию педагогического процесса, направленного на трудовое воспитание, осуществляет выбор методов и форм организации детей, их сочетание, учитывая психическое развитие дошкольников.

Педагогическая диагностика помогает оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом, помогает решить целый ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • Задание воспитателя

    Оценка и действия детей

    Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий

    Степень самостоятельности

    Качество
    выполнения труд

    Культура труда

    В планировании

    В выполнении трудового процесса

    Обеспечить уход
    за комнатными растениями
    (уборка пыли,
    поливка, рыхление);

    Игра «Научи Незнайку»
    (как правильно
    поливать растение,
    рыхлить почву, убирать
    пыль с растений);

    Убрать необходимое
    для труда оборудование;

    Рассказать о
    последовательности
    трудовых действий.

    Ребенок принимает
    (не принимает) цель
    труда в игровой
    (вне игровой)
    деятельности

    Самостоятельно
    цель не ставит
    (ставит)

    Предметы труда
    выделяет
    (не выделяет)
    с помощью
    воспитателя

    Отдельные трудовые
    операции осуществляет
    самостоятельно,
    не качественно
    (получаемый результат
    хорошего качества)

    Выполняет
    аккуратно
    (делает
    неряшлево)

    выявить, в какой степени ребенок освоил программу трудового воспитания;
  • выявить, как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний;

    понять, какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;

    увидеть, в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранное, гуманитарное, эстетическое, познавательное).

Для решения указанных задач используют разнообразные методы изучения, методы педагогической диагностики (самодиагностики): беседы с детьми, педагогические наблюдения, эксперимент, дидактические игры .

ФОРМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ
(примерная)

Фамилия___________________________

имя ребенка____________________________

Возраст ______________
Дата обследования _____________________

Задания воспитателя (психолога)

Ответ ребенка

Особенности проявлений и действий ребенка

Беседа по карточкам с использованием комнатных растений:

как называется это растение (или найдите на подоконнике, группе герань, бальзамин);

что будет, если растение не поливать?

живое ли растение?

как догадался, что живое?

найдите картинку, где изображено растение зимой (летом)?

как догадался?

«Это герань»

«Вянуть будут»

Картинку нашел правильно

Ответил уверенно

УРОВНИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О РАСТЕНИЯХ

ВЫСОКИЙ - Ребёнку нравится трудиться, он полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд результативен. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

СРЕДНИЙ - Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника

НИЗКИЙ - Результативности трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ

НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЕЩАМ

УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО УБИРАТЬ ИГРУШКИ

УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ОДЕЖДЕ

САМООБСЛУЖИВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ (ИЗО-, КОНСТРУИРОВАНИЕ, МАТЕМАТИКА)

ОЦЕНКА НРАВ­СТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМО­ОБСЛУЖИВАНИЯ (САМОСТОЯТЕЛЬ­НОСТЬ, ИНИЦИА­ТИВНОСТЬ)

2 младшая группа

Подготовительная

ВЛАДЕНИЕ НАВЫКАМИ ДЕЖУРСТВА

НАВЫКИ ДЕЖУРСТВА

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

СРЕДНЯЯ ГРУППА

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Умение распределить обязанности, само­стоятельность

Качество выполняе­мых обязанностей

Оценка своего труда, самоконтроль

Умение ориентиро­ваться по доске де­журства

ВЫЯВЛЕНИЕ УМЕНИЙ В РУЧНОМ ТРУДЕ

ГДЕ У ВАС ХРАНЯТСЯ ИГРУШКИ-САМОДЕЛКИ?

САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫ ИХ ДЕЛАЛИ ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ?

ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ

ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК""

ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ДЕЛАЛИ ЭТИ ИГРУШКИ?

КАКУЮ ПОДЕЛКУ ТЫ МОЖЕШЬ СДЕЛАТЬ ДОМА""

ВИДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ГРУППЫ, ПОДГРУППЫ, ИНДИВИДУАЛЬНО

ТРУД ДЕЖУРНЫХ

ХОЗЯЙСТ­ВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

РУЧНОЙ ТРУД

столовой

ПОДГОТОВКЕ к

ЗАНЯТИЯМ

В УГОЛКЕ

С БУМАГОЙ, КАРТОНОМ, ДЕРЕВОМ

С ТКАНЬЮ, НИТКАМИ

С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ НА ЗАНЯТИЯХ (ЧАСТЬ, ЦЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ)

ЭКСКУРСИИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

РАБОТА В КНИЖНОМ УГОЛКЕ

УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С «ПРОГРАММОЙ»

2 младшая группа

Подготовительная

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

Ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

Ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

Ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

Предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

Не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

Ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Результат труда определяет при помощи взрослого;

Не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

Ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

Раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

Не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

Самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

С помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

Не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

Все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

Воробьева Валерия

Горлинская Софья

Ильченко Денис

Ионова Вера

Шилин Иван

Шпак Сергей

НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 - Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 - Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 - Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Ручной труд.

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Диагностика сформированности ручного труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 - Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Таблица 7 - Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Таблица 8 - Результаты

1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

Наталья Золотова
Диагностика трудовой деятельности

Трудовая деятельность

Исследование проводилось с помощью анкеты, предложенной Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной.

Цель : изучить умение планировать трудовую деятельность .

Проведение исследования : наблюдение за детьми в процессе выполнения трудового поручения . Мытье рук.

Объект : группа детей 4-5лет,15человек.

У многих детей в процессе исследования возникли сложности с планированием своей деятельности .

Только двое детей справились с выполнением задания в соответствии с намеченным планом, и не испытывали сложности запланировать свою деятельность .

Семеро детей с помощью вопросов взрослого составили план своей деятельностью , но придерживались его частично в процессе выполнения, допуская ошибки в начале или в конце деятельности . Одна часть группы забывала поднять рукава, другая часть детей не оценивала результат своей деятельности , и руки тщательно небыли вымыты. Часть детей не вытерли руки о полотенце, хотя планировали. Навык мытья рук не автоматизирован, для успешного выполнения задания им требуется сопровождение взрослого или наглядность, с небольшой помощью дети успешно справятся с заданием.

Двоим детям, было сложно спланировать свою деятельность . Они рассказали подробно, как они будут мыть руки, использовали движения, но не смогли самостоятельно рассказать последовательность действий. В процессе мытья обращались за помощью взрослого, открыть кран, уделяли большое внимание процессу мытья, не оценивали результат. Не смогли выполнить порядок действий необходимых в процессе мытья рук. Что соответствовало их плану деятельности . Навык мытья рук не усвоен, сложности запланировать и выполнить свою деятельность , связаны с незнанием последовательности выполнения действий.

Четверо детей с данной группы не смогли рассказать план своей деятельности последовательно и цельно. Переставляли действия местами, забывали о некоторых моментах. Однако выполнили задание успешно, не пропуская действия и не нарушая их последовательность, что не соответствовало их плану. У данной группы детей навык мытья рук сформирован, но наблюдаются сложности в речевом развитии. С данной группой детей необходимо проговаривать действия в процессе деятельности , что позволит успешно овладеть умением планировать свою деятельность словесно .

Стоит отметить, что началу деятельности и действиям в процессе мытья дети уделяли больше внимания, чем оценке результата и окончанию процесса (вытирание рук полотенцем и опусканию закатанных рукавов) .

Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· изучение;

· сбор данных;

· сравнение;

· интерпретация;

· анализ;

· прогнозирование;

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Пример.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1 .

Таблица 1

высокий уровень средний уровень уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
1. Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности Не знает как и в какой последовательности одеться
2. Ребенок без помощи взрослого моет руки При напоминании взрослого моет руки Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3. Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого) По поручению взрослого убирает игрушки после игры Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4. При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений. С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается


На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.

Таблица 2

На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план (на один месяц или три) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.

Третий этап работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3

После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).

Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:

Пример 1.

Труд в природе.

· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.

Критерии:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения

Критерии:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним

Критерии:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить

Критерии:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
  • не может спланировать последовательность трудовых действий.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)



Критерии:

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
  • не может выполнить задания.

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений

Критерии:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты свести в Таблицу 4.

Таблица 4

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

требующий особого внимания - А

средний - Б

высокий - В

Хозяйственно-бытовой труд.

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты свести в Таблицу 5.