Большая клизма для истории или Колыванская ваза. Сокровища Эрмитажа: Большая Колыванская ваза Большая колыванская ваза

Большая Колыванская ваза (часто называемая в популярных источниках «царицей ваз») - произведение камнерезного искусства созданное на , экспонирующееся в .

Вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире.

Большая Колыванская ваза является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена на гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».

История создания

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. От него начали отделять камни, пригодные для создания больших чаш. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м, который из-за трещины пришлось разделить на две неравные части. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Вскоре после этого управляющий Колыванской шлифовальной фабрики М. С. Лаулин представил Кабинету Александра I модель и чертежи добытого монолита яшмы. 21 ноября 1820 года из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Автором проекта стал архитектор А. И. Мельников.

К работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.

19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа - 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы - венок из дубовых листьев.

Из зелёно-волнистой яшмы - произведение камнерезного искусства, экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.

Сходство версий.

Актуальная версия.

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Версия 1820 года.

Актуальная версия.

С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.

Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.

На этом сходство версий заканчивается.

Различия.

Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал "на глаз" (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.

Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом - 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый - 3,22 м. Это самая большая ваза в мире

По Спасскому (1820 год)


Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры - 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши - 127 пудов или 2 тоннам.

Очевиден диссонанс:
- вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;
- вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
- и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих , а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.

Но это не всё. Главное отличие в датах.

Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом . Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года . С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего в 1832-1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа - 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.

Из сообщения Сибирского вестника

следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж и установлена на приготовленном для неё месте.

Ещё одно различие - это имена архитекторов. В версии эрмитажа - это А. И. Мельников. По версии вестника - это Гваренги.

Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.

В конце я выложу скан всей статьи.

Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная , станет Большой Колывановской клизмой.

Посткриптум.

Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия - суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским - результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.

Или же чаш было две. О первой сообщается в Сибирском вестнике за 1820 год, и она была установлена в Эрмитаже. А затем сделали ещё одну - намного большую, которая затем и заменила собой первую чашу. Правда о такой замене нет нигде ни единого упоминания..

Царица ваз

Чашу из ревневской яшмы вытесывали в течение 13 лет!

В одном из залов Нового Эрмитажа можно увидеть огромную каменную чашу. Она установлена на специальном фундаменте — настолько тяжела. У этого музейного экспоната несколько названий — Большая колыванская ваза , Колыванская чаша, царская чаша , чаша из ревневской яшмы , — но в отечественном искусствоведении прижилось первое.

Колыванская ваза (или чаша) считается самой большой в мире. Это верно, но с одной оговоркой — самая большая чаша, изготовленная из яшмы.

Заботами императора

Появление гигантской каменной чаши в коллекции Эрмитажа относится к правлению императора Николая I, который всерьез занялся строительством и обустройством дворцового комплекса на берегу Невы. При прежних самодержцах посмотреть на сокровища могли только обитатели Зимнего дворца и их гости. Новое назначение Эрмитажа потребовало и расширения его площади (появился Новый Эрмитаж), и отделки залов облицовкой и украшениями из поделочного камня. Так в публичном музее появились многочисленные предметы, изготовленные русскими камнерезами.

В то время в России существовало три камнерезных центра — Петергофская шлифовальная фабрика («мельница»), построенная еще по приказу Петра Великого, Екатеринбургская шлифовальная «мельница», построенная в 1740 году, и появившаяся в самом конце XVIII века Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае. Наша ваза (или чаша) была изготовлена именно на ней.


Гора Ревнюха на Алтае: здесь нашли богатые залежи яшмы, из которой и вытесали удивительную чашу

Табличка под артефактом, установленная еще при Николае, сообщает: чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике, из ревневской яшмы, по рисунку архитектора Мельникова; в поперечнике 7 аршин, вышиною, вместе с пьедесталом и ножкою, 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд. В переводе на современные меры длины и веса поперечник (в самом широком месте) чаши достигает 4,98 метра, высота — 2,58 метра, а вес -19 656 килограммов. У Колыванской чаши есть одна особенность: в отличие от большинства каменных ваз того времени, которые делали квадратными или круглыми, она имеет овальную форму. Казалось бы — и что?

Овальная так овальная. Но при обработке хрупкой и очень твердой яшмы это был своего рода приговор: если для изготовления круглой чаши можно было использовать шлифовальную машину, то овальную чашу требовалось изготавливать вручную. Однако существовали ухищрения, о которых современным мастерам неизвестно. Если первые изделия только имитировали вид чаш, то с конца XVIII — начала XIX века камнерезы научились удалять «каменное нутро», то есть лишний камень. Один из мастеров, Филипп Стрижков, придумал особую машину для обработки овальных полостей. А за ним и другие мастера вполне освоили высверливание полостей. Увы, уральские и алтайские мастера сегодня не взялись бы за производство подобной чаши ни за какие деньги. Они все ссылаются на то, что яшма — материал сложный и легко дает трещины, современные станки применять нельзя. Значит -только абразивные материалы и ручной труд на долгие годы. А вот колыванские мастера XIX века — могли.

Дар горы Ревнюхи

Яшма, из которой сделана чаша, происходит с горы Ревнюха, названной так из-за покрывавших ее зарослей ревеня. Именно на этой горе было найдено месторождение очень красивой зеленоволнистой яшмы, которая не встречается в других местах. Для разработок месторождения на северо-восточном склоне горы соорудили Рев-невскую каменоломню. Поскольку залежи красивой яшмы были огромны, то из нее изготавливали чаши и вазы для украшения дворцов в Санкт-Петербурге. В каменоломне добывали и обтесывали до нужного размера куски породы, а тонкая обработка проводилась уже на Колыванской шлифовальной фабрике, отстоящей от каменоломни на несколько десятков километров. Мало того, что требовалось найти кусок камня нужного размера, нужно было его еще и спустить с горы вручную, поскольку использовать лошадей на очень неровной местности было невозможно. А потом тащить огромные каменные глыбы, подкладывая стволы лиственниц.

Описание добычи и доставки глыбы яшмы для изготовления аналогичной чаши меньшего размера сохранилось в статье XIX столетия, опубликованной в «Сибирском вестнике». Руководил работами Петр Кузьмич Фролов — начальник Колыва-но-Воскресенских заводов. Симпатичный кусок породы весом около 700 пудов, то есть 11 466 килограммов, был найден в 1815 году, но доставлен на фабрику только летом следующего года. Для доставки пришлось использовать не только рабочих самой фабрики, но людей с ближайших рудников. 400 человек на протяжении 8 дней тащили этот каменный груз волоком. Чаша, изготовленная по рисункам архитектора Кваренги, тоже овальная, была куда меньшего веса и размера, чем наш музейный артефакт. Без ножки она весила 109 пудов (1786 килограммов), с ножкой и цоколем — 127 пудов 18 фунтов (2088 килограммов). В наибольшей точке ее ширина около 3 метров, в наименьшей — чуть больше 2 метров, а высота — около 1,5 метра. Обработка заняла 4 года. В 1820 году чашу доставили в столицу. Путь, которым ее везли в Санкт-Петербург, точно указан: сначала чуть ли не месяц тянули 1785 верст (более 1900 километров) на лошадях от Барнаула до Екатеринбурга, потом еще 4 дня до Уткинской пристани на реке Чусовой, откуда с середины апреля по середину августа ее сплавляли по системе рек (Чусовая, Кама, Волга, Обводный канал, Нева) до самой столицы. Это был стандартный маршрут доставки изделий из алтайского камня.

Обратного хода нет

В Эрмитаже хранится множество изделий камнерезов с Колыванской фабрики — от мелких до очень крупных. Мастера этой фабрики славились именно обработкой яшмы, хотя использовали и другие минералы — гранит и черный порфир. Из такого порфира, например, была изготовлена квадратная ваза для Наполеона, с которым после Тильзитского мира дружил император Александр. Но порфир считался менее ценным материалом, чем яшма. Так что в столицу для дворцовых нужд шли чаще изделия из яшмы.

Добыта эта яшма была в той же Ревневской каменоломне и, очевидно, из того же пласта, открытого в 1815 году унтер-шихтмейстером Колычевым. В 1819 году там нашли огромную, 11-метровую глыбу яшмы, но при ее разработке размер пригодного камня уменьшился до 8,5 метра, а после отделения монолита камень дал трещину, и размер сократился на треть — до 5,6 метра. Именно из этого куска породы и было приказано в 1820 году изготовить чашу для Нового Эрмитажа. Кваренги к тому времени уже умер, так что рисунки для вазы сделал архитектор Мельников. Чаша должна была быть полой, с изящной ножкой и искусной резьбой по исподу.

Несколько лет ушло только на изготовление макетов и разработку рисунков. В 1829 году приступили, наконец, к работам над будущим шедевром. Работами руководил управляющий фабрикой Михаил Лаулин. 230 рабочих доставили добытый камень в каменотесный сарай, установили его на подпорки, и начался долгий и утомительный труд — тесали вручную, долотами. Через два года заготовку отправили на Колыванскую шлифовальную фабрику, где началась выемка внутренней части чаши. После этого одни мастера шлифовали внутренность вазы, другие занимались резьбой наружной части, отдельно изготавливали ножку, причем несколько ножек треснули во время резки, и работу пришлось начинать заново. Только к 1842 году все было закончено.

В феврале 1843 года чашу аккуратно запаковали, обложили стружкой, поместили на специальные сани и повезли в Барнаул, а оттуда в Екатеринбург, к той самой Уткинской пристани, откуда отправлялся груз в Санкт-Петербург. Тянули нашу чашу 154 лошади. А когда довезли до пристани, сплавили груз по воде. К августу, наконец, чаша доехала до столицы, но пребывала пока что на барже у Аничкова моста. Оказалось, что она так велика, что ни в одни дворцовые двери не пройдет. А ведь изначально задумка была такова: установить шедевр на втором этаже Зимнего дворца, в зале, где собраны произведения русского камнерезного искусства. Увы, для того чтобы ее туда поставить, пришлось бы ломать стены дворца. Так что под чашу пришлось придумывать новый проект. И осуществления этого проекта ей пришлось ждать несколько лет — так и лежала в ящиках на набережной Невы, пока строился Новый Эрмитаж.

Малахитовая ваза-кратер «Медичи»1850-1852 гг. (Эрмитаж)

Санкт-Петербург знаменит не только памятниками зодчества, но и «одетыми» в гранитную оправу каналами и реками. Северная «Венеция» имеет еще одно преимущество перед многими другими городами мира: нигде больше не встретишь такого удивительного разнообразия камней, украшающих интерьеры многих дворцов, и прежде всего — Государственного Эрмитажа.
Все четыре здания Эрмитажа (Малый, Большой, Новый Эрмитаж и Зимний дворец) хранят более двухсот произведений искусства из малахита!
Со времен Древнего Египта люди ценили малахит. «Малахитовой эпохой» обычно называют 30-40-е годы XIX века, когда были открыты новые крупные месторождения малахита под Нижним Тагилом. Именно в это время и вспыхнула необычная мода на малахитовые изделия. Малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств, вызывая зависть и изумление Европы.
Один из лучших образцов искусства уральских малахитчиков - колоссальная малахитовая ваза-кратер «Медичи» 1850-1852 гг. (Эрмитаж).
Она была выполнена по рисунку И.Гальберга «ленточным» набором. В Петербурге в английском магазине «Никольс и Плинке» для неё изготовили ручки из золочёной чеканной бронзы. Она является одной из самых красивых и крупных ваз, хранящихся в настоящее время в Эрмитаже. Высота её достигает 184 см.
В ней покоряет замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, тёмные и светлые волнистые зеленые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую свежей изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зелёные волны.
На ножке малахитовой вазы переплетаются тёмно-зелёные узоры, напоминающие сердцевину дерева. Они прорезаны почти чёрными жилками и окаймлены светло-зелёной каймой. Выпуклый низ чаши не имеет специального организованного узора камня. Здесь в самом причудливом сочетании даны тёмные и ярко-светлые куски малахита, что создает впечатление мятого зелёного плюша. Борт чаши имеет тот же рисунок, но малахит для него взят густо-зелёный. В размещении плиток малахита виден принцип подхода мастера к созданию узора: ножка - единственная большая свободная поверхность, и на ней размещён значительный по величине рисунок: диаметр среднего узора 12-14 см.
Есть что-то колдовское в узорах этого материала. Это та красота, которая создана самой природой — и человек стремится подчеркнуть эту природную красоту. Зеленый или зеленовато-голубой уральский малахит- не просто редкий и весьма дорогой самоцвет. Этот камень - национальный символ России.
***
Автор описания: Наталья Черноморская

Интерьеры Эрмитажа украшены шедеврами камнерезного искусства. В его музейном собрании находятся более пятисот прекрасных изделий европейских и русских камнерезов: декоративных ваз, торшеров, настольных письменных приборов, столешниц и кабинетной скульптуры. Моему сыну понравилась дворцовая мебель, украшенная не только позолоченной резьбой по дереву, но и ажурной бронзой с виртуозно вырезанными геммами.

Знаменитый придворный архитектор А. Н. Воронихин проектировал для залов и галерей Эрмитажа порфирные и яшмовые вазы и чаши.

Созданные из живописного камня, они как бы светятся изнутри. В это время по императорскому указу работали три камнерезные фабрики: Петербургская, Екатеринбургская и Колыванская. Благородная яшма имеет более двухсот оттенков. Самой красивой считается калканская и знаменитая орская пейзажная яшма.

Шедевры камнерезного и бронзолитейного искусства России получили Гран-при на выставке в Лондоне 1862 года. Прекрасные вазы, украшающие интерьеры второго этажа, были изготовлены в середине и конце девятнадцатого века. Эрмитажная коллекция считается лучшей в мире. Гуляя по музейным залам, мы видим великолепные вазы из лазурита, стоящие рядом с огромными торшерами из коргонского порфира с накладными бронзовыми рельефами. Как красиво скользят солнечные лучи по поверхности декоративных ваз из родонита и белорецкого кварцита, отражаясь от виртуозной резьбы виноградной лозы.

Мне понравилась удивительно красивая ваза из тёмно-вишнёвого порфира с бронзовым фонтаном. Изящные скульптурные фигурки дельфинов как бы играют на объёме камня, образуя вместе с узором из плоских ракушек фантастический рисунок.

В Эрмитаже все хотят увидеть знаменитый Малахитовый зал. Просторный и очень светлый он наполнен великолепными произведениями камнерезного искусства. В России малахитовые чаши создавались уникальным методом русской мозаики, когда мастера, тончайшими слоями инкрустируя поверхность основного камня, а затем тщательно заполировывая её, заделывали швы. Красивый тёмно-зелёный камень великолепно сочетался с элементами художественной бронзы: виньетками, ножками и позолоченными рельефами. Ярким примером служит малахитовая ваза «Медичи».

Украшеная тончайшим узором из позолоченной бронзы, она была придумана придворным архитектором И. И. Гальбером для императорских покоев. Шедевром русского декоративного искусства считается знаменитая Колыванская ваза . Будучи самой большой в мире, она поражает изяществом пропорций. Несмотря на то, что весит она около девятнадцати тонн, ваза смотрится очень изящно. Я горжусь русскими камнерезами, создавшими такую красоту!

Если Вам понравилось прекрасное декоративное убранство Эрмитажа и Вы хотите приобрести что похожее в Санкт-Петербурге, то приезжайте к нам в творческую мастерскую Селиверстова Игоря. Реплики с произведений искусства, созданные руками наших художников и скульпторов, позволят Вам декорировать интерьер Вашей квартиры с музейной роскошью.