"формы организации художественной деятельности с детьми". Формы организации обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях Формы организации по изо в детском саду

Успешность решения образовательных задач по изобразительной деятельности в большей мере определяется правильной организацией работы с детьми и четко продуманной системой сочетания занятий разного типа.

Типы занятий.

Комарова Т.С. (21, 22, 23, 35) различает следующие типы занятий по изобразительной деятельности:

1. занятия на тему, предложенную воспитателем (освоение нового программного материала, повторение пройденного);

2. занятия на тему, выбранную каждым ребенком (по его замыслу).

Выбор того или иного типа определяется характером учебного задания, уровнем изобразительных умений и навыков детей, их возрастными особенностями.

В младших группах освоение нового программного материала занимает меньше места, чем занятия по закреплению приобретенных умений и навыков. При этом вторая половина занятия обычно отводится для работы детей по собственному желанию.

Во второй младшей группе примерно треть занятий может быть отведена рисованию или лепке на свободные темы, выбранные самими малышами. Основная цель таких занятий - закрепление приобретенных умений и навыков и воспитание способности самостоятельно использовать освоенные приемы.

В средней группе повторение пройденного программного материала - закрепление навыков изображения продолжает занимать центральное место, однако увеличивается количество времени на освоение нового программного материала.

В старшей и подготовительной группах основное место отводится работе по замыслу детей. Цель таких занятий - развитие умений самостоятельно определять тему работы, применять освоенные приемы изображения.

1. Занятия на тему, предложенную воспитателем. Изучение нового программного материала. Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель должен, прежде всего, обратить внимание детей на решение учебных задач. Например, в старшей группе при рисовании многоэтажного дома основная цель занятия - овладение умением правильно строить рисунок двух- или трехэтажного дома, окна которого расположены ровными рядами. Это - основная программная задача. В процессе выполнения изображения дети самостоятельно продумывают цвет стен и крыши, решают вопрос о количестве окон и их форме, используя имеющиеся у них умения и навыки.

На этом занятии не рекомендуется ставить перед ребенком и такую задачу - нарисовать красивый дом или дом, в котором он живет. Выполнение ее потребует от ребенка большой творческой энергии, что ослабит его внимание к решению учебных задач. Такое задание можно дать на последующих занятиях, при закреплении пройденного материала.

Таким образом, инициатива детей должна быть направлена, в первую очередь, на овладение новыми приемами, умениями, а не на расширение содержания задания.

В младших и средней группах большое место будут занимать восприятие детьми словесных и наглядных объяснений воспитателя и активное воспроизведение его действий. Самостоятельность ребят проявляется в выборе цвета, размеров, дополнении изображения некоторыми деталями. В старшем дошкольном возрасте она проявится также при восприятии задания, но уже в форме анализа натуры или образца, при определении последовательности работы, решении вопросов формы, цвета, композиции.

Повторение пройденного материала. Основная цель этих занятий - закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях.

Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. При повторении программный материал может быть представлен различными темами. Например, при закреплении умения разрезать бумагу по прямой линии в средней группе можно дать ребятам задание на занятиях аппликацией вырезывать крышу для дома, парус для лодки и т.д.

Ставя перед детьми творческие задачи, педагог не должен забывать об основной цели занятий - закрепление полученных умений и навыков. Например, дети младшей группы учились приему изображения округлых форм при рисовании мяча. Для закрепления этого умения на следующем занятии им было предложено изобразить воздушные шары. По существу это повторение изображения знакомой формы, но для них такое задание звучало как новая интересная тема.

На втором занятии творческие моменты могут быть шире, чем на первом. Если при рисовании мяча дети могли проявить самостоятельность только в передаче его размера, то при изображении шаров они без помощи педагога решали вопросы и размера, и цвета, и их количества.

Для детей средней и старшей групп занятия по закреплению умений и навыков должны быть связаны с изображением предметов, имеющих отклонения от освоенной формы. Дошкольникам можно предложить выбрать из ряда находящихся перед ними однородных предметов тот, который они хотели бы изобразить. Например, в средней группе для закрепления умения изображать округлые формы в сочетании с другими перед детьми расставляют предметы для выбора: погремушку, неваляшку, будильник. Педагог должен подобрать натуру в соответствии с заданием. В основе такого задания лежат творческие задачи - развитие замысла, опоры на имеющийся у детей опыт. Кроме того, в процессе самостоятельного выполнения задуманного образа будет закрепляться навык создания округлой формы.

2. Занятия на тему, выбранную ребенком. Цель этих занятий - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые будут проявляться при выборе темы и приемов изображения.

При этом ребенок может удовлетворить свой интерес к какому-нибудь предмету или явлению и, кроме того, он не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над ее реализацией в рисунке, лепке, аппликации и т.д. Проведение таких занятий дает возможность воспитателю судить об интересах детей, степени развития их творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками.

Иногда воспитатель до некоторой степени облегчает задачу - сам предлагает тему (например, слепить любимого сказочного героя), а каждый из ребят определяет (решает), кого он будет лепить - Конька-Горбунка, Сивку-Бурку, Змея-Горыныча или другого героя.

Удачным для работы по замыслу может служить рисование на тему «Праздник в детском саду», позволяющее каждому ребенку выбрать наиболее понравившийся момент праздника и изобразить его. Выбор такой интересной темы способствует расширению содержания детских работ, так как в некоторых случаях свобода в выборе своей темы может привести к однообразию в творчестве. Один ребенок будет рисовать только пароходы или машины, другой - дома, третий - узоры и т.д.

Иногда узость тематики может свидетельствовать об увлеченности автора данной темой, и такой интерес надо поощрять, развивать. Иногда же однообразие содержания вызывается пассивным отношением к занятию, неумением разобраться в своих впечатлениях, что ведет к выбору наиболее освоенной темы.

Занятия на тему, выбранную ребенком, тесно связаны с решением учебных задач. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ.

Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

Организация занятий.

Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.

Процесс рисования, лепки, конструирования связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей. Поэтому в старших группах, где занятия проводятся 2-3 раза в неделю, их следует чередовать с занятиями, где дети более подвижны и позы их непринужденны. После беседы, чтения художественного произведения обязателен перерыв перед занятиями на 10-15 минут, чтобы дети могли подвигаться, отдохнуть.

В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10-15 минут, во второй младшей, средней и старшей - 15-20 минут, в подготовительной группе - 20-25 минут.

Гигиенические требования к проведению занятий. Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.

Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т.е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу.

Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Если ребята сидят за четырехместными столами, необходимо несколько экземпляров натуры поставить в двух или трех местах, чтобы все видели ее перед собой.

Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть.

Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.

Подготовка к занятию. Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, знакомство с новой игрушкой и т.п.

Накануне занятия педагог готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия - клейстер для наклеивания форм, краска.

Для уточнения представлений детей проводятся специальные экскурсии с целью наблюдения объектов изображения, игры, в процессе которых ребенок знакомится с формой, цветом, объемом.

В старших группах детям можно поручить провести наблюдение самостоятельно, например, при подготовке к работе на тему «Дом, в котором я живу» педагог сообщает о том, что и как следует наблюдать. Предварительная беседа способствует более внимательному рассматриванию детьми предмета, стремлению запомнить то, что надо будет нарисовать. Ребенок приучается продумывать содержание и последовательность предстоящей работы.

В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.

В младших группах материал раскладывает воспитатель, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т.п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.

В средней и старшей группах воспитатель выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. Воспитатель учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе. Материал, находящийся в индивидуальном пользовании и хранящийся в столах детей (старшая, подготовительная группы), ребенок достает или в период подготовки к занятию, или в начале его.

Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах и воспитатель проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.

Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия.

Начало занятия. Одной из главных задач воспитателя является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины, как правило, бывают легко возбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.

Первые слова воспитателя должны заинтересовать ребят, привлечь их внимание к заданию. Таким эмоциональным моментом может быть рассматривание картин, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, интересного рассказа и т.п.

В младших группах занятие часто начинается с игры: входит кукла (мишка, зайка), здоровается с детьми, садится на место, с которого ее видят все дети. И ребята или лепят кукле угощение, или рисуют ей ленточки.

В старших группах занятие можно начать с беседы, в процессе которой будут заданы, например, такие вопросы: что вы видели по пути домой? Где были вчера? Что читали? И т.д.

Иногда активной работе детей на занятии способствует анализ натуры, подготовленной заранее воспитателем.

В целях большей организованности и четкости в работе в старших группах воспитатель может предложить кому-либо из детей повторить задание.

Иногда занятие организуется как коллективное выполнение задания. Такая форма работы возможна во всех возрастных группах. Например, во второй младшей группе дети выполняют рисунки на тему «Дом». Затем работы вывешиваются в ряд - получается улица. В средней и старшей группах каждый ребенок выполняет, например, узор на бумаге определенной формы и цвета, а затем работы объединяются в общий «ковер». В отличие от занятий с малышами в этих группах дети знают о цели своей работы.

Более сложным заданием является такое, когда дети индивидуально выполняют часть работы, зная заранее общую тему, а затем объединяют свои изображения в одной композиции. Например, при выполнении аппликации на тему «аквариум» каждый ребенок вырезывает несколько рыбок или растений.

В старшей и подготовительной группах может быть применена и наиболее сложная форма коллективной работы. Группе детей дается общая тема, над которой они работают самостоятельно: распределяют обязанности, согласовывают свои действия с товарищами, уточняют размеры, пропорции частей и компонуют все изображения в соответствии с замыслом.

Указания к коллективному выполнению задания должны быть четко изложены в начале занятия, чтобы дети могли осознанно работать над ним.

Руководство воспитателя в ходе занятия. В процессе занятия воспитатель наблюдает за всей группой детей, но его указания и советы, как правило, носят индивидуальный характер. Индивидуальные указания должны даваться, прежде всего, с учетом обязанностей личности ребенка, уровня развития его изобразительных способностей. Лишь иногда он дает разъяснения всей группе, если ошибка в выполнении задания является общей. В некоторых случаях педагог заранее планирует объяснение этапов работы по частям (например, при конструировании), которое дается в процессе занятия. Делать много общих замечаний в процессе занятия не следует, так как они прерывают ход мыслей детей, мешают их творческому процессу.

Если занятие длилось дольше обычного, дети утомлены, настало время прогулки, воспитатель ограничивается общей одобрительной оценкой: «Сегодня все поработали хорошо, у многих получились очень интересные рисунки, позднее мы их посмотрим».

Перед обедом или после дневного сна работы детей вывешивают на стенд и обсуждают всей группой. В младших группах не рекомендуется откладывать оценку надолго, так как у детей пропадает интерес к результатам своего труда.

Форма проведения анализа могут быть различными:

Воспитатель показывает рисунок и предлагает оценить, все ли в нем правильно, как выполнено задание, что интересного придумал ребенок;

Одному из детей дается поручение выбрать лучшую, по его мнению, работу и обосновать свой выбор;

Ребенок анализирует рисунок, сравнивая его с натурой, образцом, оценивает его;

Дети вместе с воспитателем рассматривают одну работу за другой и дают им оценку.

Возможны и другие формы анализа. Их цель - научить детей объективно оценивать результаты своего труда, творчески работать над решением темы.

Организация занятий в первой младшей и разновозрастной группах. Ребята первой младшей группы не привыкли заниматься организованно и не имеют еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия рисованием, лепкой в начале года проводят индивидуально или с небольшими группами (по 4-5 человек). Постепенно количество детей увеличивают до 10-12 человек, а потом до 15-20 человек.

В этом возрасте занятия по изобразительной деятельности не могут быть обязательными для детей. Они еще не знают возможностей материала, иногда боятся незнакомых ощущений (мокрая холодная глина). Не следует принуждать ребенка рисовать или лепить, если он этого не хочет. Лучше не настаивать на его участии в занятии, пусть он играет или наблюдает, как работают другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята с интересом рисуют, яркий, привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в общей работе. Заканчивается занятие также неодновременно, а по желанию детей.

Наиболее сложна организация занятий в однокомплектном детском саду или в группе, где объединяются дети разных возрастов. Задача воспитателя - умело организовать овладение изобразительными умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями детей.

В этой группе занятия могут проводиться по-разному: с одинаковым материалом, но различными заданиями для каждой подгруппы; с общим для всех подгрупп заданием; с различным материалом для каждой подгруппы.

Первый вид занятий. Применение однородного материала в процессе обучения ценно тем, что здесь воспитатель может вызвать интерес к занятию и к работам друг друга одновременно у всех детей. Такую организацию обучения применяют чаще других. Воспитатель должен заранее продумать задания для каждой возрастной подгруппы в соответствии с программой и наметить учебные и воспитательные задачи для данного занятия. Например, проводится рисование карандашами. Младшие дети рисуют флажок (новая тема); средние - домик и дерево (повторно); старшие - выполняют рисунки по замыслу.

Второй вид занятий. Предлагается общая тема для всех детей, но к разным подгруппам предъявляются различные требования, определяемые программой.

Над некоторыми темами дети работают во всех группах, например над темой «Дом». Ребята всех групп будут рисовать дом, но программный материал для подгрупп будет различным. Младшие должны передать в рисунке прямоугольную форму дома и крыши, средние - основные части дома (стены, крышу, окна, двери); старшие дети будут изображать многоэтажное здание с некоторыми архитектурными деталями.

Общей может быть и более широкая тема. Например, после праздника воспитатель вспоминает с детьми, как прошел он, какие у всех были красивые флажки, как ребята весело танцевали и т.д. А затем предлагает малышам нарисовать красные флажки, средним - девочку с флажком, старшим - танцующих детей.

Третий вид занятий. Используются различные материалы для каждой возрастной подгруппы. При этом надо учитывать, что конструирование из бумаги не проводится с малышами, а в старших группах оно должно быть, и что дети средней группы должны научиться пользоваться ножницами, в то время как малышам их не дают. В этих случаях максимум внимания педагог должен уделить группе, работающей с новым материалом; другим детям дается материал, хорошо освоенный ими, чтобы первое время они могли работать самостоятельно, без помощи воспитателя.

Работа в разновозрастной группе требует особенно тщательного продумывания всего хода занятия: как рассадить детей, кому первым дать указания, как закончить занятие.

Рассаживать детей за столами лучше по подгруппам. Это удобнее и для проведения объяснений, и для того, чтобы они лучше сосредоточились.

Начало занятия может быть организовано по-разному. Прежде всего, следует рассадить малышей. Воспитатель объясняет им, что они будут делать, старшие в это время сами готовят материал к занятию. Малыши начинают работать самостоятельно, а воспитатель дает объяснение средним и старшим. В процессе занятия он следит за всеми детьми, оказывая им помощь, если в этом есть необходимость. Младшие заканчивают работу раньше, воспитатель оценивает их рисунки, и дети с няней уходят надеваться на прогулку. В это время педагог анализирует работы старших.

Можно сначала рассадить старших, если объяснение задания требует времени. Малыши в это время играют в спокойные игры. При такой организации все дети кончают работу одновременно.

Если дети садятся за столы одновременно, в первую очередь следует дать указания той подгруппе, содержание задания которой потребует краткого объяснения. Однако лучше начинать с малышей, чтобы они не утомились от ожидания.

Изобразительная деятельность вне занятий.

Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.

Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходиться ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя.

В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть представлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя.

В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 Развитие продуктивной (изобразительной и конструктивной) деятельности детей тесно связано с развитием познавательной, эмоционально-оценочной и собственно действенной сферы активности ребенка.

3 Условия развития изобразительной и конструктивной деятельности детей сформированность мотива и потребности к занятиям видами продуктивной деятельности (игровые мотивы, соревновательные, потребность в самостоятельности и др.); наличие интереса детей к видам художественной продуктивной деятельности, положительного заинтересованного отношения к процессу и результату изображения, вариативное содержание продуктивной деятельности ребенка в соответствии с его половозрастными особенностями, склонностями и интересами, организация взаимодействия познавательных и исполнительных компонентов изобразительной и конструктивной деятельности,

4 психолого-педагогическое сопровождение детской продуктивной деятельности (гибкая тактика руководства, когда педагог выступает как носитель опыта творческой деятельности, партнер по деятельности, обеспечивает освоение детьми позиции субъекта в деятельности, успешность развития творческого потенциала ребенка и т.п.), модульная организация развивающей среды для разных видов продуктивной деятельности. целенаправленный отбор материально-технических средств, использование нетрадиционных материалов и художественных техник изображения; использование дидактических игр на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности и в свободное от занятий время,

5 эстетическое оформление среды. Использование детских работ в оформлении дошкольного учреждения, компетентность педагога к этим видам продуктивной деятельности, включение элементов национальной художественной культуры в содержание художественного образования, личностно-ориентированный характер процесса обучения изобразительной деятельности, применение методов и приёмов организации обучения, эмоционально окрашивающих его.

6 Формы организации изобразительной и конструктивной деятельностей занятие и художественная деятельность вне занятий. Форма организации обучения это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. Формы организации обучения отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т.д. В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.

7 Программа проведения каждого занятия предусматривает: определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т.д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию; объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности; объем навыков и умений, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении; формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

8 Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности. Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей.

9 Триединая задача занятия Образовательная: развивать творческие способности детей, повышать уровень овладения ими видами продуктивной деятельности. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности речь, память, внимание, воображение, восприятие.

10 Недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач).

11 Художественная деятельность вне занятий Специфика данной формы организации детей проявляется в том, что: она возникает по инициативе детей; ребёнок сам определяет цель; сам находит средства для её воплощения; планирует деятельность, добиваясь желаемого результата в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

12 Эффективность художественной деятельности вне занятий, как формы организации обучения, зависит от: разнообразия и вариативности работы с детьми на занятиях изобразительной деятельностью (новизна обстановки, организация занятия в игровой форме необычное начало работы, разнообразные изобразительные материалы, интересные, неповторяющиеся задания, возможность самостоятельного выбора изобразительных материалов и т.д.); опоры изобразительной деятельности на личный опыт ребенка, на впечатления, полученные воспитанниками от реальной действительности;

13 создания художественно-эстетической развивающей среды и адаптивно-адаптирующего пространства для развития детского изобразительного и конструктивного творчества; организации личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Оно должно быть направлено на позицию партнерства, сотрудничества с ребенком, на признание взрослым его самостоятельности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания.

14 Классификация и характеристика занятий Различают три типа занятий: занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения (или освоение нового программного материала). Центральное место на этих занятиях отводится освоению нового программного материала. Задачи развития творческих способностей дошкольников являются сопутствующими, и поэтому воспитатель обращает внимание детей на решение учебных задач;

15 занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на познание и формирование при этом обобщенных, вариативных знаний, умений. Основная цель этих занятий закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущих занятиях. Упражнения в приемах изображения желательно выполнять на новом содержании, так как полное повторение пройденной темы сделает занятие скучным, неинтересным. творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и независимы в разработке и реализации замыслов. В процессе реализации замысла идет закрепление полученных навыков, развивается способность использовать их при выполнении новых работ. Новый программный материал на этих занятиях не дается. Правда, иногда воспитатель показывает новые способы изображения, если это необходимо по теме, выбранной ребенком. Например, он хочет изобразить всадника, но не знает, как рисуются ноги лошади. В этом случае воспитатель использует наглядные пособия для уточнения представлений детей, показывает приемы изображения. Таким образом, руководство детской работой на занятиях этого типа носит индивидуальный характер, так как указания воспитателя диктуются конкретной темой, выбранной ребенком.

16 Выделяют комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная деятельность (пение, танец, слушание), художественно-речевая деятельность. Таких занятий не может быть много, это скорее праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Интегрирование разных видов деятельности должно строиться не только на основе единого тематического содержания.

17 Занятия дифференцируются: по содержанию предметное, сюжетное, декоративное, по методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению (или по воображению), по памяти, с натуры, по характеру выбора темы на тему предложенную педагогом и на свободную тему, предложенную ребенком (т.н. занятия по замыслу, по источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения), на музыкальные темы, на темы окружающей действительности.

18 Характеристика занятий Изобразительная деятельность / Конструирование по представлению (или по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображения, в процессе которой происходит переработка опыта, впечатлений и создается относительно новый образ. Рисование (лепка, аппликация), конструирование по представлению создается на основе впечатлений, полученных ребенком из разных источников (книг, ТВ, общения, труда, наблюдений и т.п.). Такой вид изображения (особенно рисование) наиболее характерен для дошкольного возраста, что обусловлено общими особенностями психического развития детей.

19 Непосредственно на таком занятии происходит формирование у детей изобразительного представления. Если это предметное рисование (лепка, аппликация), то чаще всего происходит обследование изображаемых предметов, игрушек (если конструирование то рассматривание объекта). При этом очень важно обогатить, разнообразить представление, возникшее на основе обследования, полученными впечатлениями, полученными предварительно. Иначе дети будут рисовать круги, овалы, пытаются передать только что увиденный предмет, а образ предмета получается «мертвый» (например, рисунок кошки. Предварительное обследование пластмассовой игрушки).

20 Изобразительная деятельность / Конструирование по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно более точно изобразить. Изображение по памяти следует за наблюдением и максимально приближенно к нему по времени. Перед обследованием объекта всегда дается установка внимательно рассмотреть его, запомнить его. Для изображения по памяти обычно выбирают несложные предметы с хорошо выраженными частями, относительно простой формы, малодетальные. Возможно изображение простых пейзажей: дерево и куст посередине поляны, гриб у пенька и т.п. Важно, чтобы объект изображения был выразителен, отличался от других, запоминался формой, цветом, величиной и т.п.

21 Изобразительная деятельность с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сиюминутного восприятия предмета, явления (его использование детской изобразительной деятельности долго оспаривалось, впервые ввела Сакулина Н.П., глубокое исследование провела КазаковаР.Г.). Ребенку доступно изображение с натуры без передачи объема и перспективы. Подбор натуры для изображения. Рекомендуется начинать обучение рисованию: с плоской или приближенной к плоской натуры (листья), предметы прямоугольных форм с фронтальной стороны, чтобы не был виден объем, простые предметы-игрушки с отчетливой обобщенной формой, небольшим количеством деталей, не заслоняющих друг друга (пластмассовые игрушки, мягкие игрушки с четким контуром).

22 Спасибо за внимание!


Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности Метод обучения система целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося,

Доклад на методическом объединении на тему: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в МДОУ «Ревякинский детский сад». Август 2015 МДОУ «Ревякинский детский сад» в течение трех лет реализует

Определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников. Таким образом, рабочая программа определяет

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Интеграция как фактор всестороннего воспитания детей и развития их творчества Эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей определяются взаимосвязанным

Художественноэстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Содержание 1. Терминология 2. Особенности художественно-эстетического развития дошкольников по ФГОС ДО 3. Организация художественно-эстетического

1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса. 1.1. Особенности образовательного процесса: При проектировании воспитательно-образовательного процесса Программа предлагает определѐнные формы:

ПАМЯТКА воспитателю по созданию условий проведения НОД с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ. В соответствии с современными требованиями ФГОС ДО в педагогической науке и практике НОД - непосредственнообразовательная

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития

Основная образовательная программа дошкольного образования Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 25 Кировского района Санкт - Петербурга Программа ориентирована на

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. Структура стандарта I. Общие положения

ЗАНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫМ РИСОВАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С. Л. Уланова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке разработки и утверждения образовательных программ I.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке разработки и утверждения образовательных программ (далее по тексту Положение)

ФГТ и общее и различия Зам.директора МДОУ «Црр - детский сад 243 «Апельсин» Колоярова В.К. Структура I. Общие положения II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Описание адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития Государственное бюджетное общеобразовательное

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Докучаева Н.И. Нижневартовский государственный гуманитарный университет Нижневартовск, Россия SENSORY PARENTING PRESCHOOLERS IN FINE ART

Формы и методы образовательной деятельности Образовательная область «Физическое развитие» Цель гармоничное физическое развитие формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности Подготовила: Тюкова М.И. «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель По мнению

Краткая презентация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. МБДОУ «Детский сад 5 компенсирующего вида» г. Гатчина 2017 г Адаптированная

Краткая презентация рабочей программы младшей - средней группы МДОУ детский сад с.баскатовка Марксовского района Саратовской области Воспитатели: Зарубей В.И., Шибаршина И.В.. Пояснительная записка Настоящая

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации,

Тема методического диалога: «Реализация ФГОС в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации» в рамках недели федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 97» муниципального образования города Братска Консультация для воспитателей «Организация изобразительной

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Адаптированная образовательная программа ДО далее Программа - это образовательная программа, адаптированная

Краткая презентация Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 2 Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Возраст Продолжитель- - ность НОД в неделю Продолжи- - тельность НОД Продолжитель ность НОД в день 1-3 года 1,5 часа Не более 10мин. 16-20 мин.

Учебный план по реализации Основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад 11» (далее Учебный план) определяет содержание и организацию непрерывной

Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад города Белогорск» (далее МАДОУ) составлен в соответствии с: Федеральным законом от 29.2.202 г. 273-ФЗ «Об образовании

АННОТАЦИЯ К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА 14 «ВАСИЛЁК» Адаптированная основная образовательная

Аннотация к рабочей программе ДОУ Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой,

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новоаннинский детский сад 2 Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (МКДОУ Новоаннинский д/с 2) 403958, Россия, Волгоградская

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Общая информация об основной общеобразовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 14» ДОУ реализует основную образовательную программу муниципального дошкольного

КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Полное наименование образовательной организации Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2127» Сокращенное название

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 49 комбинированного вида» Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования Образовательная программа Муниципального

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

Аннотация к рабочим программам дисциплин в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ ЦРР 7 Рабочие Программы педагогов МБДОУ ЦРР 7 определяют содержаниеи организацию

Лекция по УД «Методика музыкального развития детей дошкольного возраста» Тема: Виды и формы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста Цель: Познакомить с видами и формами организации музыкальной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 39» города Ставрополя Опыт работы «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ д/с 39

Проектирование педагогического мероприятия в условиях реализации требований ФГОС ДО Пожидаева Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБ ДОУ 7 III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «МБДОУ «Д/сад «Жемчужинка»» «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы). Воспитатели: Корешкова В.В. Нилова

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ЗПР (далее - Программа) Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад 14 «Ёлочка» комбинированного

Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования ООП определяет: объём; содержание; планируемые результаты; организационно-педагогические условия. ООП направлена на создание: условий социальной

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Балбекина Наталья Александровна воспитатель Шаталова Анна Юрьевна воспитатель Анисимова Вера Алексеевна музыкальный руководитель МБДОУ «Д/С 62 «Золотой улей» г. Старый Оскол, Белгородская

Пояснительная записка Направленность: «Лепка.» Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Предмет ФГОС ДО Отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования

Средства выразительности В аспекте современных концепций воспитания и образования, направленных на гуманизацию педагогического процесса и, значит, на особую роль индивидуальноориентированного обучения,

Особенности овладения изобразительной деятельностью глухими детьми В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики изобразительной деятельности как важнейшему средству формирования отношения

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

СОГЛАСОВАНО: Председатель первичной профсоюзной организации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида 25» Л. Р. Гильмутдинова УТВЕРЖДЕНО: Заведующий

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом 1155 от 17.10. 2013 г. П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

КАТАЛОГ СХЕМ КОНТРОЛЯ. 1.Охрана жизни и здоровья детей 1.1 Создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей 1.2 Состояние участка 1.3 Организация деятельности детей в течение дня 1.4 Организация

Аннотации к рабочим программам педагогов МДОУ «Детский сад 19 «Родничок» Рабочие программы педагогов реализуют основную образовательную программу МДОУ «Детский сад 19 «Родничок», которые разрабатаны в

Возрастные особенности дошкольного возраста Дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности.

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ОДОБРЕНА решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. 2/15) ПООП разработана

«Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество» Подготовила консультацию воспитатель 2мл.гр. «А» «Фиксики» Крючкова Т.В. Радостное, счастливое настроение ребенка является

Направленность: «Лепка.» Пояснительная записка Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям

1 Консультация для педагогов по теме «Планирование воспитательно-оздоровительной работы в летний период» Лето самое особенное время в жизни каждого ребёнка. Это время движения и личных открытий. Только

Первой младшей группы Рабочая программа по развитию детей I младшей группы разработана. в соответствии содержанием образовательного процесса первой младшей группы основной образовательной программы дошкольного

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Консультация на тему: «Формирование интеллектуальных основ дошкольников с помощью дидактических игр» Воспитатель: Манухина Марина Михайловна г. Уварово 1 Интеллектуальное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОАННИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 5 НОВОАННИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (МКДОУ Новоаннинский д/с 5) 403952, Россия, Волгоградская

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Консультативно-практический центр для детей с нарушением интеллектуального

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 73» г. Рязани Рабочая программа Наименование учебного предмета Уровень образования, класс Уровень общего образования Учитель Срок реализации

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовил: воспитатель

Климова Т.Ю.

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Значение обучения в дошкольном детстве в изобразительной деятельности………………………………………………………………………4

2. Структура занятия по ИЗО…………………………………………………….7

3. Подготовка материалов и оборудования к занятию и предшествующая работа с детьми……………………………………………………………………9

4. Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности……….12

Список литературы………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явления окружающей жизни, задумывать и формулировать несложный сюжет на темы сказок, рассказов, исполнять отдельные элементы декоративного узора и т.д.

Эта задача выполняется при условии целенаправленного, систематического руководства со стороны воспитателя, который должен научить дошкольников техническим навыкам работы с различными материалами: карандашами, красками, пластилином, глиной; научить использовать цвет, форму, композицию как средства создания выразительного образа.

Отражение явлений и предметов окружающей жизни в работе детей правдиво и искренне, но неполно и в этом смысле условно. Поэтому воспитатель должен научить детей правильно передавать форму предметов, их цвет, строение, пропорции, относительную величину, положение в пространстве.

В программе каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены всеми детьми для их всестороннего развития.

1. ЗНАЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом знаний, умений и навыков.

Важным условием успешного проведения занятий по рисованию, лепке, аппликации является связь их со всеми сторонами воспитательной работы. Поэтому при отборе тематического содержания следует учитывать, что дети будут наблюдать в окружающей жизни, какие события им предстоит пережить, о чем им будут читать, рассказывать и т. п.

Вместе с тем следует помнить, что большая разносторонняя работа с детьми не подчиняется задачам обучения рисованию, лепке: каждый из разделов воспитательной работы имеет свою определенную программу. Изобразительная деятельность должна опираться на те знания, представления, которые получают дети на других занятиях, в процессе прогулок. А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

В первой младшей группе изобразительная деятельность вводится впервые, поэтому основной задачей занятий является привлечение детей к рисованию и лепке.

В данной группе в неделю проводится одно занятие рисованием, одно лепкой и одно занятие по конструированию. Иногда порядок проведения занятий по рисованию и лепке может быть нарушен и в одну неделю проводится два занятия рисованием, а в другую – два занятия лепкой. Данный порядок необходим для закрепления умения, полученного ребенком по одному из видов деятельности, т.к. перерыв в неделю велик для малышей и они забывают, чему научились на предыдущем занятии.

Дети рисуют, лепят или конструируют примерно 8-10 минут: одни заканчивают раньше, другие несколько позже. Учитывая, что маленькие дети еще не имеют учебных навыков, в начале года воспитатель может разрешить ребенку выйти из-за стола, если тот устал и не хочет больше заниматься.

Продолжительность занятий в данной группе составляет 10-15 минут. При проведении занятий дети сидят в зависимости от поставленной задачи по два человека за столом или по четыре (при выполнении коллективной работы).

С детьми в средней группе программами воспитания и обучения предусмотрены одно занятие по рисованию, одно занятие по лепке в неделю и по одному занятию по аппликации и конструированию чередующимися через неделю.

В средней группе длительность занятий увеличивается до 15-20 минут. Это связано с усложнением, в отличие от младших групп, ставящихся перед детьми задач.

В старшей группе в неделю проводится 2 занятия по рисованию и по 1 занятию по лепке, аппликации и конструированию. Продолжительность занятий в данной группе 20-25 минут. Планируя в течение года занятия по изобразительной деятельности, воспитатель должен учитывать уровень умений и навыков детей и по мере необходимости увеличивать или уменьшать количество занятий каждого вида.

На занятиях изобразительной деятельностью в подготовительной к школе группе воспитатель совершенствует и развивает у детей способность аналитического восприятия, сознательного и самостоятельного использования полученных ранее знаний, умение планировать работу и доводить ее до конца. В связи с этим продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

В подготовительной группе дети должны сидеть за столами, рассчитанными на двоих, что способствует большему обозрению наглядного материала, воспитатель видит и наблюдает за работой всех детей. Также данный метод посадки детей отучает действовать методом «срисовывания» и «списывания» у рядом сидящих детей.

2. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО

Занятия по изобразительному творчеству должны отвечать дидактическим требованиям, структура занятий должна быть четкой.

Вводная часть занятия предназначена для того, чтобы воспитатель заинтересовал, настроил детей, вызвал у них интерес. Сформулировав цель занятия, воспитатель уже настраивает детей на занятие, дает толчок воображению, фантазии работать в рамках данной цели.

Если на занятии по изобразительному творчеству дети будут рисовать какой-то предмет, то необходимо показать его наглядно, рассмотреть, обследовать. Дети должны уяснить и запомнить основные признаки предмета: цвет, форма, размер. Также воспитатель вместе с детьми проговаривает описание предмета и его признаки в той последовательности, в которой дети будут рисовать.

Во вводной части занятия воспитатель должен объяснить и показать способы изображения, проговаривая свои действия. После объяснения необходимо закрепить полученные знания. Дети должны повторить за воспитателем или сами порядок выполнения этапов работы, их последовательность.

В основной части занятия дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Но самостоятельность не означает без присмотра. Воспитатель наблюдает за работой детей, контролирует последовательность выполнения, помогает тем, кто забыл, что-то пропустил, у кого не получается. Если ребенку надоело выполнять работу в силу каких-то обстоятельств (по натуре неусидчивый, не получается, не понял темы, задания, успел сделать быстрее остальных), воспитатель обязан заинтересовать ребенка (объяснить заново, более подробно, помочь с тем, что не получается, дать дополнительное задание), занять его совместной работой. При этом необходимо следить за временем и за 2-3 минуты до конца занятия предупредить детей, чтобы они смогли завершить свою работу вовремя.

В третьей части занятия, заключительной, подводятся итоги, и анализируются работы. Дети рассказывают, что они делали, как, в какой последовательности, что у них получилось, а что нет и почему. Воспитатель, анализируя работы, хвалит детей, у которых получилось правильно, но при этом в тех работах, где что-то не получилось, воспитатель должен найти хорошо получившееся и отметить это. Нельзя критиковать работы детей, так как ребенок может обидеться, замкнуться, игнорировать в дальнейшем воспитателя (обидчика), занятия.

При анализе работ эффективен метод самоанализа, т. е. ребенок сам рассказывает про свое произведение, почему он сделал так, а не иначе, что у него получилось и не получилось. Во время своего рассказа ребенок преодолевает робость, смущение, развивает речь, мышление, воображение, но данный метод применим начиная со средней группы.

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ К ЗАНЯТИЮ И ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Важным условием при обучении детей изобразительной деятельности является обеспечение занятий необходимым оборудованием, материалами, пособиями.

Следует уточнить, какие материалы будут нужны, и заранее все подготовить. Для большинства занятий материал необходимо готовить с запасом: по два-три листа на ребенка с целью поощрения создания вариантов, возможности повторения и закрепления умений и навыков, развития творчества.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией воспитателю необходимо иметь указку и столик-мольберт любой конструкции. На мольберте крепится лист бумаги для демонстрации приемов исполнения работы, образец, картина, иллюстрации. На столике устанавливается модель для лепки – скульптура, игрушка, образец из глины, сделанной воспитателем, и т. п.

При рисовании необходима посуда для краски, например, маленькие солонки, в том случае если краски не находятся в индивидуальной таре, как гуашь, или на занятиях в младшей группе. Воду для мытья кистей необходимо давать детям в специальных стаканчиках с подставками-держателями для кисточек. Для осушения кисти от лишней краски или воды каждому ребенку нужна бумажная салфетка.

На занятиях по рисованию во всех группах применяются круглые мягкие кисти № 9,10,11,12; также необходимы простые графитные и цветные карандаши. Для младших дошкольников следует иметь наборы по 6 цветов, для старших – из 12.

Для работы с клеем на занятиях по аппликации необходимы подносы для раздаточного материала, кисть, а также цветная и белая плотная бумага. В средней группе детям можно давать ножницы с тупыми концами.

Для лепки используется пластилин, в некоторых случаях глина. На занятиях лепкой каждому ребенку необходимо иметь доску размером 20×25 см. Старшим детям для обработки изделия требуется стек, для сглаживания поверхности вылепленных фигурок – вода.

Для работы по конструированию в группе необходимо иметь наборы настольных и крупных строительных материалов, тематические наборы, конструкторы деревянные и металлические, бумагу мягкую, плотную и картон, деревянные пластины, брусочки, природный материал.

В младших группах материал для конструирования следует давать каждому ребенку, в средней, старшей и подготовительной детям предоставляется возможность самим выбрать нужные детали, которые находятся на каждом столе.

Очень важно, особенно в младших возрастных группах, иметь для занятий по конструированию запасы разнообразных мелких игрушек: фигурки людей, зверей, домашних животных, птиц, машины.

Просматривая занятия на месяц, необходимо определить, как они соотносятся со всей воспитательной программой. Нужно учитывать, какие литературные произведения знают дети, какие произведения они разучивают, исполняют на музыкальных занятиях и др.

При подготовке детей к занятиям по изобразительной деятельности необходимо дать наглядные примеры для дальнейшего изображения в работах. Для этого можно сходить на прогулку, рассмотреть, понаблюдать за окружающим миром, природой; в процессе наблюдения воспитатель расспрашивает детей о предметах, их размерах, цвете, чтобы правильно применить знания на занятиях.

Повышают интерес детей к содержанию рисунка песенки или загадки, использовать которые воспитатель может как во время занятий по изобразительной деятельности, так и на других занятиях. А перед занятием по изобразительной деятельности образцы восприятия и представлений, имеющиеся у детей необходимо повторить и уточнить.

4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗЕТИЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: показывает приемы изображения, рассматривает с детьми предметы, игрушки, предлагает им обследовать рукой форму предмета. Для того чтобы заинтересовать детей, воспитатель использует игровые приемы, художественное слово, привлекает их собственный опыт, обогащает их впечатления. С этой целью используются словесные приемы: вопросы, предложения, советы и т.п.

Для того чтобы дети получали разнообразные впечатления, воспитатель развивает у них интерес к окружающему, наблюдательность. Во время прогулок нужно обращать внимание детей на красоту цветов, листьев, деревьев, предложить детям не только рассмотреть их, но и потрогать, понюхать. В процессе таких наблюдений у детей уточняются представления о форме предметов, их строении, цвете. Заинтересовать детей помогает художественное слово.

В первой младшей группе воспитатель обучает детей основным техническим навыкам изобразительной деятельности. Занятия должны проводиться в форме игры, образно и эмоционально, с использованием различных игровых ситуаций.

Во второй младшей группе важное место в методике обучения детей занимает прием совместных действий взрослого и ребенка – их сотворчество. Почти все занятия в этой группе проводятся в игровой форме, а основными приемами обучения являются обследование предмета изображения перед занятием, полный и частичный показ способов изображения.

Используя такие приемы обучения, как показ, общение с ребенком в процессе занятия, анализ детских работ, педагог постепенно воспитывает у детей умение подбирать красивые цветовые сочетания в своих работах.

На занятиях с детьми средней группы при объяснении задания воспитатель не прибегает к показу способов изображения, а лишь подводит детей к осознанию того, что они те же, что применялись ранее при рисовании какого-нибудь другого предмета.

Основными приемами обучения являются предварительные наблюдения и специальное рассматривание предметов с обследованием. В процессе рассматривания воспитатель обращает внимание на выразительные стороны образа: его форму, детали, строение, пропорции. Кроме рассматривания предметов, можно использовать показ иллюстраций.

В старшей группе воспитатель использует такие приемы, как рассматривание с детьми натуры, зрительное обследование предметов, беседы, объяснение задания и частичный показ. При рассматривании можно задавать вопросы о способах изображения, последовательности.

Иногда можно использовать музыку, что усиливает восприятие образа, формирует чувства ребенка.

Основным приемом обучения в подготовительной к школе группе является рассматривание предметов, выделение элементов, их цвета, положения. Может использоваться обведение элементов рукой.

В начале занятия целесообразно проводить упражнения (2-3 минуты), в процессе которых дети учатся изображать сложные элементы.

При обучении дошкольников всех возрастных групп широко используются игровые приемы, которые повышают эмоциональный настрой детей на занятии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей в сезонных дошкольных учреждениях/ Под ред. Говорковой А. Ф., Кузиной Н. И. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
  2. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
  3. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Русскова Л. В. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.
  4. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». Под ред. Шустова А. И. – 3 изд., пер. – М.: Просвещение, 1975. – 191 с.

Организация изобразительной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Консультация для воспитателей

Подготовила: воспитатель МБДОУ

детского сада №1 «Аленушка»

Пятова Е. Ю.

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, а также с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования. Если ФГТ предъявляли требования к структуре и условиям реализации основной образовательной программы, то ФГОС ДО предъявляют также требования к результатам освоения основной образовательной программы, и это принципиальное новшество

Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Важной составляющей художественно-эстетического развития является формирование (развитие) у детей художественного вкуса (зрительского, слухового), умения общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-развивающую художественную среду.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического развития (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

См. пункт 2.6. ФГОС ДО.

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Оборудование общего назначения

Доска для рисования мелом.

Губка.

Наборы цветного и белого мела.

Мольберт односторонний или двусторонний.

Наборное полотно 60*50 или 80*50.

Фланелеграф, магнитная доска

Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

Подставка для размещения работ по лепке.

Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.

Указка.

Валик для нанесения краски на бумагу.

Настольная точилка для карандашей.

Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

Фартук для педагога

Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

Единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

Наличие соответствующих декоративных моментов;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

Доступность материала для детей, удобное расположение.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности можно размещать на открытых полках.

Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные – гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.

Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности для первой младшей группы

Наименование -

Количество на группу -

Для рисования -

Набор цветных карандашей (6 цветов) -

На каждого ребенка -

Набор фломастеров (6 цветов) -

На каждого ребенка -

Гуашь -

Набор из 6 цветов на каждого ребенка -

Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) -

На каждого ребенка -

Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) -

По одной на двоих детей -

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) -

На каждого ребенка -

Подставки для кистей -

На каждого ребенка -

Бумага для рисования-

На каждого ребенка -

Для лепки -

На каждого ребенка

Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14)

На каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)

Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации

На каждого ребенка

Подставки для кистей

На каждого ребенка

Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения

Для лепки

Глина – подготовленная для лепки

0,5 кг на каждого ребенка

Пластилин (12 цветов)

3 коробки на одного ребенка

Стеки разной формы

Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка

Доски, 20*20 см

На каждого ребенка

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Для аппликации

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10*12см или 6*7см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги.

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью

Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства

Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек, с которыми дети могли бы действовать (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.).

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства, в процессе восприятия которых дети могли бы почувствовать пластику формы, связь назначения предмета и его украшения, познакомиться с разнообразными элементами узора, колоритом, композицией. С этой целью могут использоваться: дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п. При этом желательно, чтобы детей в первую очередь знакомили с творчеством тех народных мастеров, которые живут в данном регионе, городе, поселке. Практическую помощь в работе по знакомству детей с народным искусством окажет педагогам учебно-наглядное пособие А.А. Грибовской "Детям о народном искусстве". (М.: Просвещение, 2001).

Репродукции с произведений живописи, книжная графика

С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.

Литература:

  1. Материалы и оборудование для детского сада. Пособие для воспитателей и заведующих под редакцией Т.Н. Дороновой и Н.А. Коротковой. Допущено Министерством образования РФ. Москва, ЗАО "Элти-Кудиц" 2003 г.
  2. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00194208_0.html