Особенности питания детей первых лет жизни. Проблемы и решения

Цель занятия:

Сформировать у студентов знания о видах вскармливания и преимуществах естественного вскармливания ребенка первого года жизни; сроках и правилах введения в рацион основных видов детского питания; принципах составления меню; видах молочных смесей и правилах кормления ребенка.

План изложения материала:

1. Виды вскармливания детей первого года жизни, преимущества естественного вскармливания.

2. Раннее прикладывание к груди новорожденного.

4. Правила кормления грудью, расчет суточной и разовой потребности ребенка в питании, режим питания ребенка первого года жизни.

5. Затруднения при вскармливании грудью (понятие о гипогалактии).

6. Критерии для поределения оптимального времени введения в рацион ребенка пищевых добавок и прикормов.

7. Основные виды детского питания: сроки и правила введения, технология приготовления.

8. Правила отнятия от груди.

9. Понятие о смешанном и искусственном вскармливании.

10. Виды молочных смесей, критерии выбора молочной смеси оптимальной для ребенка.

11. Правила приготовления молочной смеси и кормления ребенка из бутылочки.

После изучения темы студент должен:

Представлять и понимать:

1. Преимущества раннего прикладывания к груди.

2. Понятие о гипогалактии.

3. Роль медсестры в сохранении естественного вскармливания ребенка.

4. Критерии сроков введения в рацион ребенка прикормов и пищевых добавок.

5. Правила отнятия ребенка от груди.

6. Критерии выбора оптимального вида молочной смеси.

Знать:

1. Сроки и правила первого прикладывания к груди.

2. Преимущества естественного вскармливания.

3. Правила кормления грудью.

4. Режимы питания ребенка первого года жизни в зависимости от возраста, расчет его суточной и разовой потребности в питании.

5. Правила питания и режима кормящей матери.

6. Правила составления меню ребенку первого года жизни.

7. Правила смешанного и искусственного вскармливания (понятие «докорм»).

8. Виды молочных смесей.

9. Правила кормления ребенка из бутылочки.

10. Сроки ведения основных видов детского питания ребенку, находящемуся на естественном и искусственном вскармливании; правила введения и технология приготовления.

Естественным вскармливанием новорожденного и ребенка грудного возраста является вскармливание грудью. Именно грудное молоко является идеальным пищевым продуктом, созданным самой природой для выкармливания ребенка. Отсутствие грудного вскармливания является экологической катастрофой.

Преимущества естественного вскармливания:

  1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б: Ж: У = 1: 3: 6
  2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции
  3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты
  4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций
  5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот , повышающих сопротивляемость к инфекциям
  6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника
  7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)
  8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов
  9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)
  10. Содержит лецитин , способствующий размножению клеток мозга
  11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище - риск ожирения в более старшем возрасте.
  12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)
  13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)
  14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.

До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).


Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.

Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:

Для матери:

1. Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;

2. Стимулирует длительную лактацию;

3. Снижает риск развития мастита

4. Ранний контакт стимулирует чувство материнства.

Для ребёнка:

1. Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника

2. Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)

3. Стимуляция сосательного рефлекса

4. Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения

Правила первого прикладывания к груди.

Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)

Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 - 3 часа.

  1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 - 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций
  2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр
  3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.
  4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)
  5. Никаких лекарств до консультации с врачом
  6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами
  7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.

Правила кормления грудью:

  1. Обмыть грудь под проточной водой, убрать длинные волосы
  2. Принять удобное положение - сидя, лежа на боку
  3. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)
  4. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)
  5. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу
  6. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди
  7. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его (гладить щечку, щекотать пяточки)
  8. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)
  9. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность
  10. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания
  11. Обмыть молочную железу

В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление - ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка.

Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка - около 2,5 г, жира - в среднем 3 г, углеводов - 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать - ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)

Расчёт суточного количества молока:

  1. В первые 2 недели жизни ребенка:

Количество молока в сутки равно 70 x n, если масса тела при рождении менее 3200 грамм и 80 x n, при массе тела более 3200 грамм, где n - день жизни

  1. С 2 недель до 2 месяцев - 1/5 массы тела:

2 мес. - 4 мес. - 1/6 масса тела

4 мес. - 6 мес. - 1/7 массы тела

С 5 мес. Суточный объём примерно равен 1 литру, а разовый 200 мл.

Краткость кормления (при вскармливании по режиму)

Новорожденного - 6-7 раз в сутки (каждые 3 часа с ночным перерывом в 6 часов)

С 1 мес. до 5 мес. - 6 раз/сутки

С 5 мес. до 1 года - 5 раз/сутки (интервал между кормлениями 4 часа)

Затруднения при вскармливании грудью:

Со стороны ребенка :

  1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)
  2. Молочница (кандидозный стоматит) - обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды после каждого кормления
  3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) - кормление с ложечки или через зонд

Со стороны матери

  1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)
  2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази - бипантен)
  3. Застой молока - правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса

Гипогалактия - снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.

Возможные признаки развития гипогалактии:

  1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями
  2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)
  3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая
  4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины

Диагностика гипогалактиии - проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле

Профилактика и лечение гипогалактии :

  1. Пропаганда грудного вскармливание, психотерапия
  2. Профилактика трещин и мастита
  3. Соблюдение режима питания и режима дня, поддержка других членов семьи
  4. Отвар крапивы (20 гр.сухих листьев на литр кипятка, настоять 45 минут и пить по 1 ст.л. 3 раза в день), плоды аниса, укропа, душицы, лактогонные сборы трав
  5. Медикаментозые средства: витамины «Е», «А», «РР», «С», гендевит, аевит, пренатале, матерна, сухие пивные дрожжи, апилак, микродозы йода
  6. Более частые прикладывания к груди, прикладывание к обеим грудям за одно кормление
  7. Кварцевые облучения, УВЧ, массаж, иглорефлексотерапия

Мы уже достаточно подробно говорили о грудном, естественном вскармливании новорожденного. Но грудным возрастом считается возраст ребенка до 1 года, и все это время ребенок может и должен получать грудное молоко. Однако, по мере его вырастания одно грудное молоко уже не может удовлетворить потребности растущего организма в питательных веществах и ингредиентах.

Сроки введения в рацион ребенка пищевых добавок и прикормов очень индивидуальны и зависят:

  1. Характера вскармливания - на грудном вскармливании они вводятся позже, на искусственном раньше
  2. Характера лактации и темпов физического развития ребенка - если лактация достаточная, ребенок хорошо растет и развивается, то добавки и прикормы вводят не раньше 6 месяцев (коррекция питания через материнское молоко)
  3. Времени года и климатической зоны проживания - осенью и зимой, в северных широтах сбалансированное питание кормящей женщины не всегда возможно и приходится вести коррекцию питания ребенка, раньше вводя пищевые добавки и прикормы
  4. Состояния здоровья, режима питания и дня кормящей женщины и состояния здоровья ребенка
  5. Готовности ребенка к усвоению качественно новой пищи: угасание рефлекса «выталкивания» пищи (языком) при хорошо скоординированном рефлексе проглатывания; готовность ребёнка к жевательным движениям при попадании в рот соски или других предметов, состоявшееся или текущее прорезывание зубов
  6. Наличие признаков относительной недостаточности питания: уменьшение подкожно-жирового слоя, замедление прироста массы тела.

К пищевым добавкам относятся такие продукты, которые корригируют дефицит тех или иных нутриентов в рационе ребенка, даются в небольшом количестве, после прикладывания к груди или дачи молочной смеси (иногда в промежутках между кормлениями).

Различают такие витаминные и белковые добавки, как :

1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребенка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)

2. Творог (кальцинированный) так же желателен домашнего приготовления - на 200 мл молока в момент закипания добавляется 1-2 столовые ложки СаСl 2 , затем откидывается на марлю, или молочной кухни, специального детского питания. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки

3. Яичный желток вкрутую сваренного яйца. С крупинок до 1/12 - 1/8 добавляют в молоко или овощное пюре (с осторожностью вводить в рацион аллергиков)

Прикорм - это качественно новый вид питания ребенка, который полностью заменяет одно из кормлений и дается до прикладывания к груди или дачи молочной смеси.

Чаще в качестве первого прикорма используют овощное пюре (картофель, капуста, кабачок, тыква, и в последнюю очередь морковь). Начинают с 1 - 2 чайных ложек и постепенно в течение 1- 2 недель заменяют полностью 1 кормление (это примерно 150 мл). Далее 2 -3 недели не вводя ничего нового - период адаптации

Через месяц вводят второй прикорм - кашу (предпочтительнее начинать с безглютеновых злаков - рис, кукурузная, гречневая мука). Наиболее удобны сухие растворимые каши: они обогащены витаминами, кальцием, железом, имеют гарантированный состав и безопасность. У детей с хорошим весом прикормы начинают с овощей, при дефиците веса первым прикормом становится каша. В овощное пюре обычно вводится 5мл растительного масла (желательно чередовать подсолнечное, оливковое, кукурузное), а в кашу сливочное.

Мясо отварное (телятина, кролик, индейка) дважды пропускается через мясорубку и дается ребенку, начиная с 1 чайной ложки, постепенно доведя количество до 60-80 грамм в сутки, обычно в третье кормление

С момента введения первого прикорма ребенок переходит на 5-ти разовое питание. Прикормы необходимо разделять кормлениями грудью, обычно первое, третье и последнее кормление - грудное молоко или молочная смесь, второе - каша, а четвертое - овощи.

В 9 - 10 месяцев вводят 3 прикорм: неадаптированные молочные продукты: молоко, кефир , йогурты и полностью грудным остается только первое и последнее кормление.

Таблица сроков введения прикормов, пищевых добавок

Правила отнятия от груди:

  1. Рекомендуемый возраст ребенка - старше 1 года
  2. При правильной организации питания к 1 году грудное молоко уже теряет свою значимость как источник питания, его количество в сточном рационе ребенка составляет не более 200-300 мл и сложности отнятия от груди связаны только с психологической зависимостью ребенка от процесса кормления (защита, положительные эмоции, сон)
  3. Не отнимать от груди ребенка, находящегося в стрессовом состоянии: во время болезни, проведении профилактических прививок, если предстоит длительная поездка (в поезде, например), смена обстановки и окружения ребенка, в жаркое время года (молок продолжает оставаться для ребенка источником жидкости), в первые недели пребывания ребёнка в ДДУ
  4. При значительном количестве молока женщине рекомендуется уменьшить количество жидкости в рационе, тугое бинтование молочной железы
  5. Нежелательно длительное сохранение грудного вскармливания (у детей старше 3 лет), т.к. это затрудняет процесс социализации личности ребенка, развития самостоятельности

Если у мамы, несмотря на принятые меры, лактация не налаживается, ребенка приходится переводить на смешанное и даже искусственное вскармливание.

Под термином «смешанное вскармливание» следует понимать такой вид питания младенца, когда объем докорма в виде искусственных смесей составляет от 1/3 до 2/3 суточного объема пищи. При искусственном вскармливании грудное молоко в суточном рационе ребенка либо полностью отсутствует, либо его доля составляет менее 1/3 суточного объема пищи.

Смешанное вскармливание переносится ребенком гораздо легче, чем полное лишение грудного молока. Поэтому как бы мало ни было молока у матери, его надо давать ребенку в каждое кормление. Содержащиеся в нем ферменты будут способствовать лучшему перевариванию «инородной» пищи, какой являются все, даже самые совершенные искусственные смеси.

Для максимального сохранения хоть малых количеств грудного молока необходимо в каждое кормление прикладывать малыша к груди (сначала к одной, потом к другой), и только когда обе груди будут опорожнены, можно приступать к докорму. Такая тактика абсолютно необходима при вскармливании детей первых месяцев жизни, когда ценна каждая капля материнского молока.

Чтобы ребенок не потерял навыка сосания груди, смесь рекомендуется давать ему из ложечки.

Докорм - это заменитель грудного молока, который всегда дается после прикладывания к груди.

Принимая решение об искусственном вскармливании, женщина должна понимать, что необоснованное его введение может отрицательно сказаться на грудном вскармливании, и что возвращение к грудному вскармливанию в этих условиях очень сложно.

В настоящее время, в отличие от конца 80-х - начала 90-х годов (когда брали то, что могли достать), нет дефицита в заменителях грудного молока. Но при большом разнообразии искусственного питания трудно сделать выбор: одна упаковка красивей другой, чему отдать предпочтение?

Выбирайте смеси не глазами, а разумом, основываясь на знаниях о биологической ценности отдельных компонентов детского питания, их роли для организма ребенка, а также, учитывая имеющиеся у ребенка заболевания.

Выбирая, чем кормить малыша, прежде всего, следует посоветоваться с врачом-педиатром, который наблюдает ребенка. Следует обратить внимание и на то, для какого возраста предназначена смесь. При этом нужно ориентироваться на продукцию фирм, соблюдающих Международный кодекс о продаже заменителей материнского молока и требованиям Всемирной организации здравоохранения по детскому вскармливанию.

В настоящее время на российском рынке представлено детское питание таких известных зарубежных фирм, как «Нутриция» - Голландия, швейцарской корпорации «Нестле», «Хипп» - Австрия, «Хумана и Хайнц» - Германия, «Данон» - Финляндия.

Молочные смеси - заменители женского молока - могут быть:

Неадаптированные (коровье молоко или кефир в разведения) - № 2 - ½ молока, ½ крупяного отвара (греча или рис) - половинное молоко для вскармливания детей до 2 недель; № 3 - 2/3 молока, 1\3 крупяного отвара для вскармливания детей от 2 недель до 3 месяцев

Адаптированные - приближенные по составу к женскому молоку (обогащены углеводами, витаминами, аминокислотами , солями и микроэлементами, с помощью высоких технологий ферментированы, что облегчает усвоение)

Сухие и жидкие (готовые к употреблению)

Пресные и кислые. На практике чаще всего используются сухие молочные смеси, которые надо восстанавливать, разводя водой. Для этого лучше применять экологически чистую воду.

Типы сухих адаптированных смесей:

Начальные - максимально приспособленные к особенностям пищеварения детей первых четырех месяцев жизни («Нутрилак 1» - Россия, «Нутрилон 1» - Голландия, «Фрисолак 1» - Голландия, «Хумана 1» - Германия, «Галия 1» - Франция, «Хипп 1» - Австрия, «Энфамил 1» - США)

Начальные смеси содержат сывороточные белки, при этом уровень белка снижен (в большинстве этих смесей в 100 мл готового к употреблению продукта содержится 1,4 - 1,6 г белка, чтобы приближается к его содержанию в женском молоке). Начальные смеси всегда обогащены таурином - свободной аминокислотой, необходимой для правильного формирования мозга, зрительного анализатора, способствующей перевариванию и всасыванию жиров.

Эта аминокислота для детей первых месяцев жизни, особенно недоношенных относится к числу незаменимых. Таурин содержится в грудном молоке и отсутствует в коровьем. Состав жирового компонента «начальных» смесей также максимально приближен к составу жиров женского молока. Для улучшения усвоения жира в молочную смесь вводят небольшие количества природных эмульгаторов (лецитина, моно- и диглицеридов), которые способствуют лучшему раздроблению жировых шариков и более легкому всасыванию жира.

«Последующие» адаптированные смеси для вскармливания детей старше 3-4 месяцев («Нутрилак 2» - Россия, «Нутрилон 2 « - Голландия «Хумана 2» - Германия, «Галия 2» - Франция)

«Последующие» семси готовятся на основе коровьего молока с добавлением или без добавления сывороточных белков, могут содержать лактозу, сахар, крахмал. Содержание белка в них составляет 1,8-2,2 г в 100 мл.

Смеси, используемые на протяжении всего первого года жизни ребенка от 0 до 12 месяцев («Нан» - Щвейцария, «Туттели» - Финляндия, «Хайнц» - США)

Данные смеси могут содержать сывороточные белки и таурин, но могут и не иметь их. Жировой компонент этих смесей состоит из растительных жиров или из смеси растительных масел и молочного жира. В качестве углеводного компонента используются лактоза, декстрин-мальтоза, иногда применяется и сахароза, крахмал.

Все сухие адаптированные смеси обогащены витаминами, макро- и микроэлементами.

Выбирая смесь для здорового ребенка и анализируя ее состав, необходимо обращать внимание на следующие показатели:

Единственным источником углеводов во всех видах молока является молочный сахар - лактоза. Этот углевод содержится только в молоке и нигде более не встречается. Гидролитическое расщепление лактозы в кишечнике протекает замедленно, в связи с чем поступление лактозы не вызывает интенсивного брожения. Поступление лактозы в кишечник нормализует состав полезной кишечной микрофлоры. Поэтому в качественном продукте для кормления здоровых детей заменителем сахара должна быть не сахароза, фруктоза или глюкоза, а лактоза, составляющая важнейший компонент грудного молока, и возможно, декстринмальтоза.

Количество сывороточных белков и казеина должно соотносится как 3:2 или 60% и 40%

Так как на стадии кормления грудью соотношение сывороточных белков и казеина в материнском молоке составляет в среднем 60% на 40%, то в идеале и в заменителях женского молока они должны соотносится так же. При таком соотношении сывороточных белков и казеина несварения последнего, как от коровьего молока не будет

Обогащение таурином на уровне не менее 4,5/100 мл

Если в пище взрослого человека обязательно должны присутствовать восемь незаменимых аминокислот, которые являются основными составными частями и структурными компонентами белковых молекул, то в детском возрасте к незаменимым аминокислотам добавляются еще гистидин и аргинин, так как они не синтезируются в детском организме в количествах, способных удовлетворять его потребности. Свободная аминокислота - таурин добавляется в формулу многих заменителей материнского молока для улучшения их биологической ценности. Кроме того, она участвует в синтезе желчных кислот.

Наличие линолевой и линоленовой полиненасыщенных жирных кислот и их соотношение (не ниже 8,8)

Для правильного роста и развития ребенка две важнейшие полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - линолевая и @-линоленовая должны обязательно присутствовать в продуктах детского питания. Линолевая кислота необходима для синтеза белка мембран клеток головного мозга. В женском молоке ее содержание составляет 15%, а в заменителях молока рекомендуется не менее 10%. Важно также соотношение линолевой и линоленовой кислот.

Обогащение карнитином на уровне не менее 0,8 мг/100 мл

Карнитин - это не фермент, как иногда его называют, а соединение, которое нормализует жировой обмен, при его недостатке свободные жирные кислоты не могут проникать в митохондрии и окисляться. Нехватка карнитина у взрослого человека встречается редко, поскольку взрослые получают его из продуктов питания - говядины, мяса кур и пр. Чаще недостаток карнитина встречается у недоношенных, он обусловлен либо нарушением его биосинтеза, либо «утечкой» в почках.

Для нормального роста и развития грудного ребенка продукты детского питания должны содержать комплекс минеральных элементов (макро- и микро) и витамины.

Соотношение кальция и фосфора, которое должно приближаться к 1,7 для детей в возрасте до трех месяцев и к 2,2 для детей с четырех месяцев до года (в полноценном женском молоке это соотношение равно 2,2)

Кальций и фосфор необходимы ребенку для формирования костной ткани. Однако при избыточном содержании этих минералов в смеси они выводятся из организма младенца, давая огромную нагрузку на еще не развитые почки ребенка. Неусвоенный кальций образует нерастворимые соли в просвете кишечника, что ухудшает усвоение жира. При оптимальном соотношении кальция и фосфора в смеси улучшается всасывание кальция из кишечника и минерализация костной ткани, уменьшается риск развития гипокальциемии (как результат гиперфосфатемии). Кроме того, оптимальное соотношение этих минералов позволяет уменьшить плотность стула и препятствует развитию запоров.

Обогащение смеси железом до уровня не ниже 0,11 мг/100 мл (содержание его в женском молоке составляет 0,15 мг/100 мл)

Из 15 микроэлементов для роста и развития растущего организма наибольшее значение имеют девять: железо, йод, цинк, медь, селен, кобальт, хром, молибден и марганец. При этом существуют микроэлементы, врожденных запасов которых хватает на первые 4 - 6 месяцев жизни (медь) и микроэлементы, содержание которых в организме новорожденных крайне незначительно и должно постоянно пополняться. С учетом этих данных современные смеси должны содержать достаточное количество железа, цинка йода и селена. Железо участвует в синтезе гемоглобина крови, обеспечивает нормальную работу иммунной системы и адекватность поведенческих характеристик.

Соотношение витамина Е и линолевой полиненасыщенной жирной кислоты должно быть 1,7

Все витамины очень важны для нормального роста и развития малыша. Но особенно важно обратить внимание на содержание в заменителях женского молока витаминов Д, Е, фолиевой кислоты. Витамин Д способствует усвоению фосфора и кальция, необходим для нормального формирования костей и зубов. Витамин Е действует как антиоксидант, который защищает клеточные структуры от повреждения, поддерживает иммунную систему. При этом его содержание должно быть в определенном соотношении с уровнем линолевой кислоты. Фолиевая кислота является основным участников процесса образования гемоглобина в красных клетках крови и необходима для синтеза белков.

Отсутствие любых пищевых добавок (обозначаются на этикетках и упаковках индексом Е)

Осмолярность смеси, которая должна быть в пределах 300-320 мОсм/л

В смесях для новорожденных, как правило, добавляется лизоцим

Хотелось бы обратить особое внимание на необходимость строгого выполнения инструкций по приготовлению молочной смеси. Нельзя допускать приготовления как слишком концентрированной, так и более разведенной смеси. То и другое одинаково вредно! При использовании более концентрированной смеси ребенок получает избыточное количество всех пищевых веществ, в связи чем, у него могут развиться нарушения пищеварения - возникнуть срыгивания, рвота, возможно появление неустойчивого стула, а иногда и аллергических реакций. Если давать ребенку более разведенное, чем положено питание, то малыш получит недостаточное количество «пластического» материала и будет отставать в физическом развитии.

Правила кормления ребенка из бутылочки :

  1. Бутылочка и соска должны быть стерильными (в домашних условиях они кипятятся 20 и 10 минут соответственно, а затем хранятся в чистой емкости под крышкой)
  2. Молочная смесь готовится согласно инструкции и выливается в бутылочку
  3. Перед кормлением необходимо проверить температуру смеси и скорость ее вытекания - для этого дают вытечь нескольким каплям на тыльную сторону предплечья, смесь не должна быть горячей и должна вытекать редкими каплями (ребенок может поперхнуться молочной струей и аспирировать молоко)
  4. Необходимо проверить, чтобы у ребенка было свободно носовое дыхание (очистить нос от корочек) и он чувствовал себя комфортно (чисто, сухо, тепло)
  5. Желательно кормить ребенка на руках
  6. По мере вытекания смеси нужно менять угол наклона бутылочки так, чтобы ее горловина была полностью заполнена молоком (профилактика аэрофагии)
  7. После кормления необходимо подержать ребенка вертикально
  8. Бутылочку и соску замочить и простерилизовать

Следует отметить, что большинству детей первого года особенно полезны кисломолочные адаптированные смеси, имеющие ряд преимуществ по сравнению с пресными. Они содержат чистые культуры ацидофильной палочки, бифидо- или других кисломолочных бактерий, улучшающих переваривание пищи и обладающих способностью выводить из кишечника вредные микроорганизмы. Тем самым предупреждается развитие многих кишечных заболеваний. Кисломолочные смеси особенно рекомендуются детям ослабленным, страдающим неустойчивым стулом и пониженным аппетитом. Смеси лучше использовать в жаркое время года, когда возрастает вероятность возникновения острых желудочно-кишечных расстройств.

В рационе ребенка целесообразно использовать пресные и кисломолочные адаптированные смеси в соотношении 1:1, так как применение только кисломолочных смесей (особенно с высокой кислотностью) может вызвать срыгивание, некоторые сдвиги в кислотно-щелочном равновесии организма.

В настоящее время для питания детей, имеющих проблемы со здоровьем существуют специализированные молочные смеси - заменители грудного молока.

Если ребенок не переносит коровье молоко (аллергия к белку коровьего молока, лактазная недостаточность, галактоземия), то для него будут полезней его заменители, приготовленные на основе сои или гидролизата казеина и лишенные лактозы.

К таким смесям относится «Бебелак соя», «Винни-соя», «Нутрилон низколактозный», «Нутри-соя», «Алфаре», «Алсой», «Ал 110», «Фрисосой» другие. Данные смеси не содержа никаких компонентов коровьего молока, сахарозы, лактозы и глютена, обогащены таурином и метионином, что обеспечивает оптимальное соотношение аминокислот; витамином Д и карнитином, что предотвращает развитие рахита и улучшает усвояемость жиров и жирорастворимых витаминов, содержит линолевую и линоленовую жирные кислоты, несколько повышенное количество железа. Следует отметить, что лечебные смеси на основе сои могут быть использованы только строго по показаниям, они менее калорийны, не содержат животного белка. Смеси на основе гидролизатов белка обладают низкими вкусовыми качествами.

Некоторые лечебные смеси предназначены для вскармливания недоношенных детей, младенцев, родившихся с низкой массой тела, или плохо развивающихся детей. Недоношенные дети имеют более высокие потребности и в энергии, и в белке по сравнению с нормальными и должны получать на 22% ингредиентов больше. Поэтому такие смеси содержат не менее 2 г белка в 100 мл при более высокой калорийности - 75 - 85 ккал/100 мл. Кроме того в них должно быть больше линолевой и линоленовой жирных кислот, поскольку синтез последних в организме недоношенных детей затруднен. К смесям, предназначенным для детей с низкой массой тела при рождении, относятся отечественные «Новолакт 1», импортные «Алпрем», «Препилтти», «Энфалак», «Ненатал», «Фрисопре».

По данным отечественных и зарубежных ученых, у 20 - 30% детей в возрасте до 6 месяцев периодически наблюдается срыгивание. Детей, страдающих срыгиванием, запорами или коликами в животе, следует вскармливать такими заменителями грудного молока, как «Нутрилон Антирефлюкс», «Фрисовом», «Ненни», «Лактофидус». Все они отличаются низким содержанием жиров, что помогает избежать задержки смеси в желудке и улучшает его опорожнение, преобладанием казеина и использованием бобов рожкового дерева в качестве загустителя. Под действием желудочного сока казеин образует хлопья, смесь быстро загустевает, а бобы рожкового дерева не перевариваются в желудке и поддерживают консистенцию его содержимого. Все это снижает количество случаев рефлюкса.

Заслуживает особого внимания адаптированный заменитель грудного молока «Нэнни», производимый на основе козьего молока. Проведенные Институтом питания АМН РФ исследования смеси «Нэнни» позволили рекомендовать ее применение в следующих случаях:

  1. Как диетическую альтернативу для питания здоровых детей в случае невозможности, нежелательности или недостаточности грудного вскармливания
  2. Для вскармливания недоношенных детей
  3. При непереносимости и (или) аллергии к белкам коровьего молока или сои
  4. Для профилактики различной пищевой аллергии, диатезов, экземы
  5. Для профилактики железодефицитной анемии
  6. При нарушениях пищеварения: дисбактериозе, кишечных коликах, срыгивании, диарее
  7. Для профилактики и лечения астматических явлений

Итак, выбрать приемлемое и полезное для ребенка питание при невозможности грудного вскармливания совсем непросто.

Ввиду меньшей по сравнению с грудным молоком биологической ценности для ребенка молочной смеси, сроки введения пищевых добавок и прикормов ребенку-искусственнику обычно ниже, чем его сверстнику, находящемуся на грудном вскармливании. Хотя вопрос о сроках введения в рацион основных продуктов детского питания решается индивидуально.

Возможные проблемы ребенка и его родственников:

Нарушение сна из-за голодания, метеоризма

Срыгивание, высыпания на теле из-за нарушения рациона питания кормящей матери

Дефицит знаний у родственников ребенка о правилах кормления грудью, режиме питания новорожденного, режиме питания кормящей матери

Нарушение потребности ребенка в еде из-за потертости, трещин соска; гипогалактии, отказе матери от грудного вскармливания

Дефицит знаний у родственников ребенка о сроках, правилах введения и технологии приготовления основных видов детского питания

Срыгивание, метеоризм, нарушение стула у ребенка из-за неправильного введения в его рацион пищевых продуктов

Отставание в физическом развитии из-за позднего введения в рацион ребенка пищевых добавок и прикормов:

Боли в животе, учащение стула из-за несоблюдения гигиенических требований при приготовлении блюд детского питания

Дефицит знаний о критериях при выборе молочной смеси для ребенка, правилах приготовления смеси и кормления из бутылочки

Срыгивания, метеоризм, нарушение стула, боль от ожога слизистой оболочки полости рта из-за несоблюдения правил приготовления молочной смеси и правил кормления ребенка из бутылочки

Срыгивание, метеоризм, беспокойство из-за болей в животе, зуд кожи из-за частой смены вида молочной смеси

Нарушение сна, беспокойство вследствие голодания из-за несоблюдения режима питания ребенка

Сестринские вмешательства:

Осуществить раннее прикладывание к груди новорожденного

Убедить мать ребенка в необходимости естественного вскармливания

Обучить маму правилам кормления ребенка грудью

Информировать маму ребенка о видах вскармливания ребенка: свободное и по режиму

При выявлении признаков гипогалактии пригласить маму с ребенком в поликлинику для проведения контрольного взвешивания и активизировать мероприятия по стимуляции лактации

Осуществлять регулярный (ежемесячный) контроль за темпами физического развития ребенка (весовыми прибавками)

Совместно с врачом определить оптимальные сроки введения в рацион ребенка пищевых добавок и прикормов

Составить примерное меню для ребенка

Информировать маму ребенка о видах детского питания, технологии их приготовления, сроках и правилах введения в рацион ребенка

Обучить маму правилам составления меню ребенка

При необходимости перевода ребенка на смешанное вскармливание информировать маму о правилах введения в рацион ребенка докорма

Совместно с врачом подобрать для ребенка оптимальный вид молочной смеси

Научить маму технике приготовления молочной смеси и правилам кормления ребенка из бутылочки.

Питание ребенка

Не торопитесь кормить вашего ребенка обычной пищей, которую употребляют взрослые. В рационе малыша должны быть только те блюда, которые приготавливаются с учетом пищеварительной системы малыша, его жевательного аппарата, например, каши, пюре, паровые котлеты, запеканки. Но не отказывайтесь от питания для детей в баночках, ведь они изобретены специально для малышей в тех случаях, когда у родителей не хватает времени приготовить еду ребенку. В таких случаях воспользуйтесь таким готовым питанием. Существует множество детских консервов, которые предназначены специально для детей старше одного годика. Они наделены той консистенцией, которая подходит для данного возраста. В течении года питание ребенка становится разным, круг компонентов, которые можно употреблять ребенку, намного расширяется.

В годовалом возрасте размер желудка у ребенка совсем небольшой, но зато приобретаются большие потребности в питательных компонентах. Ребенку необходимо питаться очень часто, но количество пищи должно быть небольшим. Родителям стоит взять на заметку, что кормить ребенка нужно по определенному режиму, который вы должны составить. Кормите его каждый день в одно и то же время. Питание ребенка должно быть правильным. Кормить ребенка следует пять раз в сутки, с соблюдением интервала примерно в 4 часа.

До одного года ребенок получает максимальное количество грудного материнского молока, либо молочной смеси. У ребенка питание очень разнообразное, с начала второго года жизни молочные продукты должны поступать в том же количестве, и ничуть не сокращаться, так как молоко служит хорошим источником белка, фосфора, кальция, групповых витаминов. Оно не должно ни в коем случае исключаться из рациона питания ребенка. Каждый день ребенок должен принимать по 600 мл молочных и кисломолочных продуктов.

Отдайте предпочтение и продуктам детского питания: кефирам, детским творожкам, массам, йогуртам, запеканкам. Для детей, которые постарше одного года, есть специализированные молочные смеси, которые обогащены микроэлементами и витаминами, они должны обязательно присутствовать в рационе питания. Материнское молоко является отличным источником полезных для организма веществ и защищает малыша от различных микробов, от всевозможных инфекций. Творог должен обязательно употребляться ребенком в первый год жизни, но приниматься он должен постепенно, знакомьте своего ребенка с различными творожными массами, запеканками. Иногда можно кормить ребенка сыром, давайте ему ежедневно кусочки сыра, но проследите, чтоб они были небольшими. Либо давать сыр в тертом виде.

Овощи и злаки для ребенка

Каши являются незаменимой пищей в рационе годовалого ребенка. Употреблять её ребенку нужно ежедневно. Вы можете готовить много разных каш, так как все они насыщены злаками, минералами и полезными веществами, которые необходимы для растущего организма(гречневая, пшенная, овсяная, кукурузная, манная, геркулесовая).

Каши очень полезны для организма ребенка, улучшают пищеварение, обогащают организм полезными веществами и многими другими ценными минералами и веществами.

Не торопитесь приучать своего ребенка к макаронным изделиям. Ведь малыш сможет оценить это блюдо и полюбить его, но пищевая ценность макарон не совсем высокая. С самого раннего возраста приучайте малыша к кормлению хлебом. Для начала, стоит приучить ребенка к пшеничным изделиям, ведь они лучше всего усваиваются организмом, а уже потом вы можете постепенно начать кормить ребенка черным хлебом.

Старайтесь постоянно менять меню вашего чада. Разнообразьте продукты (овощи, фрукты). Летом или осенью – это могут быть свежие продукты, свежие овощи, пюре из овощей, запеканки. Если ваш ребенок пока еще плохо переваривает пищу, то натирайте ему на терке все предлагаемые продукты. А вот в весеннее время или зимнее, вы можете кормить вашего ребенка различными готовыми пюре в баночках, кашами, готовыми супами из овощей для детей. Можно давать ребенку разные компоты из ягод, морсы, йогурты. Фрукты старайтесь давать только те, которые растут в нашей полосе, например: груши, яблоки, сливы, это могут быть ягоды.

Принципы полноценного питания.

Рациональное питание является обязательным условием для нормального физического и психомоторного развития ребёнка, высокой устойчивости его к инфекциям и другим отрицательным факторам.

Выделяют следующие принципы полноценного питания детей (И.М. Воронцов):

Принцип физиологической адекватности питания максимальная степень соответствия пищевого продукта тем возможностям сосания, глотания, кусания, жевания, пищеварения, всасывания и метаболизации, которыми располагает ребёнок данного возраста. К понятию «адекватность» должны быть отнесены иммунологические свойства продукта, его осмотические и вкусовые характеристики. Для ребёнка первых месяцев жизни самым оптимальным является вскармливание грудным молоком его матери.

Принцип достаточности энергетического обеспечения.

Принцип «мультикомпонентной сбалансированности питания ». Адекватный подбор нутриентов мультикомпонетного обеспечения, как правило, осуществляют с учетом «золотого стандарта» - женского молока. Дефицит того или иного нутриента, в том числе «условно-эссенциальных» веществ, может отразится на всем последующем развитии ребёнка.

Принцип «нутриентного предобеспечения ». Обеспечение тем или иными нутриентами должно обязательно предшествовать и опережающее сопровождать все процессы роста и развития.

Состояние, при котором у ребёнка имеют место гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное распределение подкожно-жирового слоя и правильное функционирование всех органов и систем, называют э й т р о ф и е й (по Г.Н. Сперанскому и А.Ф. Туру).

Естественное (грудное) вскармливание.

Грудное вскармливание сформировалось в ходе биологической эволюции человека, поэтому относится к единственному физиологически адекватному питанию для ребёнка первых лет жизни.

Структура спектра воздействий грудного вскармливания на организм ребёнка (по И.М. Воронцову).

Собственно пищевое обеспечение . При этом важно, что при естественном вскармливании отмечается оптимальное качество и количество как основных нутриентов, так и микронутриентов, имеющих значение для полноценного роста и развития. При «пограничных» уровнях обеспечения женское молоко обладает комплексом составных частей, которые способствуют повышению их усвояемости. Качественный состав молока динамично приспосабливается к изменяющимся в процессе роста потребностям ребёнка. Адекватность обеспечения может нарушаться при достаточно грубых изменениях в пищевом рационе кормящей матери или снижении объема лактации.

Управление ростом, развитием и тканевой дифференцировкой через широкий комплекс гормонов и биологически активных веществ.

Обеспечение защиты от повреждающего действия избыточного питания, связанной с очень активным сосанием и высокой концентрацией нутриентов в молоке матери, дети реагируют только повышенным накоплением жировой ткани. Это не сопровождается дистрофическими изменениями в тканях и гетерохронизацией развития, как это наблюдается при искусственном вскармливании с избыточным введением нутриентов.

Ограничение поступления и снижение провоспалительных эффектов неинфекционных антигенов и аллергенов. Защита от атопических реакций и заболеваний.

Формирование иммунологической толерантности к антигенам продуктов пищевого рациона, используемых матерью.

Формирование путей оптимальной метаболизации нутриентов, обеспечивающих адаптацию к рационам последующих за молочным периодом питания.

Формирование адекватной регуляции пищевого поведения.

Развитие психоэмоциональной связи с кормящей матерью в процессе длительного и самого тесного физического и эмоционального контакта при кормлении. В последующем происходит постепенная трансформация этого узкоспециального типа связи в постоянную устойчивую и независимую от кормления реакцию на мать как на источник и символ защищенности.

Работа мышечного аппарата сосания при кормлении определяет возникновение усилий и напряжений, наиболее адекватно регулирующих анатомическое формирование зубочелюстной системы, мозгового черепа, а также аппарата звуковоспроизведения.

Убедиться, что малыш получает нужное количество пищи можно используя специальный расчет питания детей первого года жизни. Помочь в вычислениях помогут формулы, выведенные специалистами.
Также можно воспользоваться общими нормами, которые укажут на правильный объем питания. При необходимости его можно скорректировать, чтобы ребенок рос здоровым и активным.

До 10 дней

В таком возрасте новорожденного чаще всего обращаются к формуле Финкельштейна. При начальной массе тела малыша 3 кг 200 г и меньше, ставится коэффициент 70.

Если он родился с весом больше 3 кг 200 г, в формуле используется коэффициент 80.

Объем пищи высчитывается при умножении коэффициента на число дней жизни грудничка.

Пример расчета количества еды для младенца 5 дней, родившегося с весом 4 кг: 80 нужно умножить на 5. Итог — 400 мл.

Чтобы определить, сколько мл необходимо в одно кормление, суточную норму делим на количество приемов пищи.

Пример для младенца 7 дней, который появился на свет с массой 3 кг. Суточную норму (490 мл) делим на 7 (число приемов еды). Получается 70 мл в одно кормление.

Также объем пищи можно определить по формуле Г. Зайцевой. Такой метод чаще используют для крупных детей, родившихся с весом от 4 кг. Для определения суточного количества пищи возраст ребенка перемножают с 2-мя% веса при рождении

Для примера рассчитаем количество питания для младенца 9 дней жизни при начальном весе 4,5 кг. Сначала определяем 2% от массы тела. 4500 умножаем на 2 и делим на 100. Получаем 90. Теперь 90 умножаем на 9. Получаем 810 мл в сутки.

Еще одна формула, подходящая для этого возраста, разработана Н. Филатовым. Здесь расчеты основаны на размере желудка крохи. При рождении он равен 7 мл, в 4 дня – 40 мл, в 10 дней – 80 мл.

По формуле высчитывается количество для одного кормления. Число дней, прожитых новорожденным, умножается на 10.

От 10 дней до года

Для ребенка 10 дней от роду вычислить дневную норму можно калорийным или объемным методом. Первый учитывает калорийность питания. Второй рассчитывается по весу ребенка.

Объемный метод

Используется до достижения 9 месяцев. Расчеты зависят от массы тела и возраста малыша. Поможет таблица:

От 9 до 12 месяцев ребенок должен употреблять в сутки не больше одного литра еды.

Пример: возьмем данные 5-месячного карапуза, с массой тела 6 кг. 6000 делим на 7, получаем примерно 857 мл. При шести кормлениях объем пищи за 1 раз будет равняться 140 мл.

Калорийный метод

Его ещё называют энергетическим. Основан на калорийности пищи и возрасте ребенка. Подсчеты здесь сложнее, особенно после дополнения рациона .

Проще всего определять суточные объемы при . Средняя калорийность 1 тыс. мл материнского молока – 700 ккал.

Младенцу 1-3 месяцев необходимо 120 ккал на каждый килограмм веса.
3-6 месяцев – 115 на килограмм веса.

Пример для грудничка 2 месяцев при весе 3700 гр. Умножаем энергетическую норму 120 на 3.7, получаем 444 ккал в сутки. Затем вычисляем, сколько это в мл грудного молока.

Составляем пропорцию, исходя из данных о калорийности 1000 мл женского молока. Умножаем 1000 на 444 и делим на 700. Получаем 634 мл. Если малыш на 6-разовом питании, за 1 раз ему нужно примерно 105 мл молока.

Также достаточно просто определить калорийность пищи и необходимые объемы при питании смесями. Данные всегда указываются на упаковке.

Рассчитаем норму для искусственника 6 месяцев с массой тела 7 кг:
Умножаем норму 115 ккал на вес – 7. Получаем 805 ккал. Затем составляем пропорцию с учетом калорийности смеси – 800 ккал на 1 литр. Умножаем 1000 на 805 и делим на 680.

Получаем примерно 1180 мл в сутки. При питании 5 раз в сутки, на одно кормление понадобится примерно 235 мл.

Сложнее вычисления становятся после обогащения меню многочисленными новшествами: , овощами, фруктами, мясом.

Для расчета нужно будет знать калорийность в 100 граммов всех этих продуктов.

Общие нормы до года

Если недостаточно данных для собственных расчетов, можно воспользоваться общепринятыми нормами. Конечно, они не учитывают особенности конкретного малыша, поскольку разработаны объемным методом для детей со средним весом.

Для маловесных детей они могут быть слишком большими, а для крупных – недостаточными.

Для детей, появившихся на свет крупными, а также для тех, кто быстро развивается физически, разработаны свои нормы питания.

Недоношенные младенцы

Если ребенок недоношенный, в вычислениях учитывают возможности пищеварения и нужды организма. Дело в том, что энергии ребенку нужно больше, а пищеварение имеет меньшие возможности.

Сколько калорий нужно новорожденному от первого дня до 1 месяца:

Возраст Количество калорий на 1 кг веса
1 день не менее 30
2 день 40
3-6 день 50
7-8 день 70-80
9-14 день 120
15 день-1 месяц 140

Когда младенцу, вес которого при рождении был больше полутора килограмм исполняется 2 месяца, калорийность еды снижают на 5 ккал на каждый килограмм веса.

Дети, весившие при рождении от 1 до 1,5 кг, вплоть до 3 месяцев питаются также, как в 1 месяц. Затем норма постепенно снижается по 5-10 ккал на один килограмм веса.

При этом важно учитывать самочувствие малыша.

Осторожность и неторопливость – отличительная черта питания недоношенных младенцев.

Если при увеличении калорийности пищи кроха почувствовал себя плохо, стоит вернуться к прежним показателям. Кормят таких детей до 2 месяцев по 7-10 раз в сутки.

Когда малыш набрал вес 3 кг, можно переходить к шести разовому питанию. После полугода, кормят ребенка 5 раз в сутки.

Нормы для больных и маловесных детей

Маловесными называют тех, кто имел при рождении вес до 2,5 кг.

К ним относятся недоношенные малыши и те, кто просто недобрал весовую норму. ВОЗ рекомендует следующие нормы в возрасте от 1 до 10 дней. В первый день деткам необходимо 60 мл молока или смеси на каждый килограмм массы тела.

Затем норму постепенно доводят до 200 мл на каждый кг веса в день. Для этого размер питания ежедневно увеличивают на 20 мл.

Больными детьми называют младенцев, вес которых превышает 2,5 кг, но из-за каких-то недугов для них запрещено грудное вскармливание. Для этой категории рекомендовано по 150 мл смеси за сутки на каждый кг веса.

Сколько кормлений в сутки

Педиатры и опытные мамочки порой советуют противоречащие друг с другом режимы кормления малышей.

Как выбрать оптимальное число приемов пищи для младенца?

  • До 1 месяца лучше кормить кроху по требованию, но не чаще 10 раз.
  • В возрасте от 1 до 3 месяцев малыш должен кушать в среднем 7 раз.
  • В 3-4 месяца можно кормить его 6 раз в сутки.
  • С 4 месяцев – 5 раз.

Как понять, что ребенок наелся

Подкрепить уверенность в правильном объеме питания малыша поможет он сам.

Есть ряд признаков, доказывающих сытость крохи:

  • активное поведение и хороший сон;
  • регулярный стул;
  • стабильная прибавка веса;
  • гладкая розовая кожа;
  • кроха не просит есть между кормлениями;
  • мочится не меньше 12 раз за сутки;
  • сам отпускает грудь или бутылочку, когда насытится.

Если младенец бросается на грудь или другую еду с жадностью, возможно, он не насытился в прошлое кормление.

Количество при кормлении грудью

Родившись, малыш питается молозивом. Лишь на 2-4 сутки происходит первый прилив молока. Но малыш не бывает голодным до его появления.

Даже минимального объема молозива (для первого дня это не больше 100 мл) бывает достаточно, чтобы малыш насытился.

Во второй день кроха употребляет уже 200-250 мл. Затем ежедневно объем пищи увеличивается примерно на 10 мл. Если есть опасения, что младенец не доедает дневную норму, можно его взвесить до и после кормления.

Там станет ясно, сколько молока он выпил.

При питании смесями

При кормлении смесью легко определить количество съеденной еды. Однако стоит учитывать определенные рекомендации:

  • среднее число приемов еды должно равняться 8;
  • если кормите реже, увеличивайте объем смеси;
  • важно, чтобы малыш не переедал;
  • если он не доел норму, увеличьте порцию в следующий прием пищи;
  • между дневными кормлениями должно проходить не меньше 3 часов, между ночными – не меньше 6 часов.

Если малыш регулярно не наедается, он будет набирать вес недостаточно (меньше 0,5 кг в месяц), будет плаксив, уменьшится число мочеиспусканий (меньше 12 раз в сутки).

Если он наоборот переедает, на это укажут определенные признаки: частые срыгивания, превышение показателей массы тела, спазмы после еды.

Важно правильно составить режим и питание крохи, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила ему только пользу.


Для цитирования: Горячева О.А. Особенности питания ребенка первого года жизни // РМЖ. 2008. №25. С. 1672

Несомненно, наиболее качественный и полноценный продукт для питания новорожденного - это грудное молоко. Достаточно вспомнить слова J. Stewart Forsyth (Ninewells Hospital and Medical School, Dundee, Scotland, UK): «Ребенок миллионера, которого не кормят грудью, менее здоров, чем ребенок самой бедной матери, которая кормит его только грудью».

В последние десятилетия не утихали споры о преимуществах и недостатках искусственного вскармливания, о возможном выборе для матери кормить грудью или искусственной смесью, но все-таки необходимо помнить о том, что именно грудное молоко - идеальный вид питания для грудного ребенка, несмотря на то, что технологии приготовления смесей для искусственного вскармливания самые высокие. Мировой опыт показывает, что практически 96-98% женщин могут кормить младенцев грудным молоком - самым ценным и незаменимым продуктом питания детей первых месяцев жизни, идеально приспособленным для ребенка. Грудное молоко содержит, кроме питательных веществ, много биологически активных компонентов и защитных факторов, включая ферменты, гормоны, витамины, гормоноподобные вещества, ин-терлейкины, факторы роста и дифференцировки тканей и другие, которые исключительно важны для роста и развития младенца. Уникальность грудного молока состоит в том, что оно как бы «приспосабливается» к ки-шечнику индивидуально, облегчая адаптацию всего желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), обеспечивая правильное заселение его полезными микроорганизмами. Благодаря этому врачи могут корригировать нарушения микробиоценоза кишечника без применения лекарственных средств. Грудное молоко содержит уникальный состав иммунных факторов (секреторный иммуноглобулин А, лактоферрин, лизоцим). Благодаря им женское молоко обладает мощным антиинфекционным свойством. Грудное вскармливание формирует правильный прикус при охвате соска, снижает частоту стоматологических проблем в раннем детском возрасте, уменьшает частоту кариеса. Немало-важно, что вскармливание грудным молоком обеспечивает тесный эмоциональный и психологи-че-ский контакт малыша с мамой. При кормлении грудью рождаются удивительное чувство защищенности, близости и до-ве-рия, сохраняющееся на долгие годы. И, наконец, грудное молоко не надо готовить, оно стерильно и имеет необходимую температуру.
В соответствии с современными представлениями грудное вскармливание новорожденных основывается на следующих принципах:
. Прикладывание ребенка к груди матери сразу после рождения, которое, собственно, и запускает процесс лактации. При этом молоко в молочной железе вы-рабатывается под действием пролактина, а опорож-ня-ется молочная железа под влиянием окситоцина. При этом секреция пролактина и, соответственно, продукция молока усиливается при опорожнении молочной железы.
. Совместное пребывание матери и ребенка в послеродовом отделении для уменьшения контактов новорожденного с другими детьми с целью профилактики возможной инфекции. При этом имеется также прямая возможность кормления ребенка по первому требованию, что также предотвращает допаивание детей водой или глюкозой. При совместном пребывании родильница быстро приобретает необходимые навыки ухода за новорожденным под руководством медицинского персонала.
. В качестве основного и единственного продукта для кормления новорожденного должно быть использовано только грудное молоко. Недопустимо применение сосок, рожков и «пустышек», так как это приводит к ослаблению сосания новорожденным и, соответственно, к неполному опорожнению молочной железы и снижению выработки пролактина.
. Кормление новорожденного грудью по первому его требованию, без ночных интервалов. -Пре-иму-ще-ства вскармливания материнским молоком для ребенка первого года жизни очевидны.
Но в современных экологических и социальных условиях родителям и педиатрам все чаще приходится применять заменители женского молока.
Необходимость введения прикорма в рацион питания детей, находящихся как на естественном, так и на искусственном вскармливании, признается практически всеми исследователями в области детской нутрициологии, вопросы о сроках введения прикорма, последовательности введения различных видов прикорма и их ассортименте остаются предметом дискуссий.
Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении дополнительного прикорма. Продукты прикорма обозначаются за рубежом немецким термином «beikost». Под этим термином понимают все продукты детского питания, кроме женского молока и его заменителей, т.е. плодоовощные соки и всю гамму других продуктов, обозначаемых в нашей стране термином «продукты прикорма» (т.е. плодоовощные пюре, каши, мясные пюре, творог и др.) С нашей точки зрения, традиционное для России выделение плодоовощных соков, а также творога и яичного желтка в отдельную от остальных продуктов прикорма группу (так называемых пищевых добавок) явля-ется нецелесообразным, так как и соки, и творог, и пюре, и каши представляют собой пищевые продукты, отличные от материнского молока и дополняющие рацион детского питания теми или иными пищевыми веществами. В то же время мы предполагаем ввести понятие продукта прикорма и блюд прикорма, отнеся в первую группу соки, творог, желток, сливочное и растительное масло, а во вторую фруктовые и овощные пюре, каши, мясные и мясорастительные, рыбные и рыборастительные пюре, т.е. блюда, которые в итоге замещают целый прием пищи.
Необходимость расширения рациона детского питания и дополнения материнского молока (или его заменителей) продуктами и блюдами прикорма обус-ловлена следующими основными факторами:
. Целесообразностью расширения спектра пи-ще-вых веществ детского питания, в частности, за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, различных видов углеводов, жирных кислот, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка.
. Необходимостью тренировки и развития пищеварительной системы и жевательного аппарата детей и стимуляции моторной активности их кишечника.
. Необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка источников энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с женским молоком (или имитирующими его состав молочными смесями) на определенном этапе развития младенцев (с 4-6 месяцев) становится недостаточным, в частности, на 4 мес. лактации происходит существенное снижение содержания в женском молоке цинка и меди, в результате чего у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, может возникать относительный дефицит этих нутриентов.
Таким образом, прикорм - введение новой пищи, более калорийной и концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью.
Схема введения прикорма разработана НИИ питания РАМН в зависимости от вида вскармливания (табл. 1, 2).
Когда же начинать вводить прикорм детям? Прак-ти--чески все специалисты сходятся на том, что не следует начинать введение прикорма раньше 4 месяцев, а также задерживать его до возраста старше 6 месяцев. Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи (табл. 3).
Основные правила введения прикорма:
. каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости продуктов прикорма;
. сроки введения прикорма для каждого ребенка могут колебаться в пределах 1-2 мес.;
. ребенок должен быть здоров в период введения нового прикорма. Если ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики» (до 4-х месяцев введение прикорма крайне чревато «срывом»);
. введение всех блюд прикорма производится дробно, начинать нужно с нескольких граммов продукта, поскольку любая пища является для ребенка новой;
. прикорм ребенку дают до кормления грудью, когда ребенок голоден, после чего предлагают грудь (для сохранения лактации и для получения ребенком жидкости);
. при кормлении нельзя вводить более одного вида нового прикорма;
. вначале вводят однокомпонентные блюда прикорма. После привыкания и отсутствия аллергических реакций (обычно через 1-2 недели) дают смеси из 2-х и более продуктов, так как в смешанном пюре создается оптимальное соотношение ингредиентов;
. в первые дни введения прикорма продукты должны быть достаточно жидкими, (так, каша может быть вначале 5%), постепенно продукты прикорма становятся более густыми;
. блюда следует давать подогретыми до 37-39°С;
. при естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 месяца и начать вводить новые продукты после 6 месяцев.
Несмотря на существенные национальные различия в сроках введения различных видов прикорма, в последние годы во всех странах отмечена тенденция к его введению в более поздние сроки, чем рекомендовали ранее. Примечательно, что рекомендации, действовавшие в России в 60-е годы XX века, преду-сматривали достаточно позднее введение прикорма: соков с 2-3 мес., мясного пюре с 6-7 мес. и т.д. Еще более поздние сроки введения ряда продуктов в детское питание рекомендовал А.В. Мазурин и соавт.: мясной фарш - с 7-7,5 мес., желток - с 5 мес. и др. Однако в 80-е годы, в значительной степени на основании исследований В.Г. Кис-ляковской, выявившей положительное влияние раннего введения соков в детское питание, фруктового и овощного пюре на обмен кальция и магния у детей первого года жизни, были предложены значительно более ранние сроки введения прикорма: соков - с 1 мес., яичного желтка - с 3-4 мес., творога - с 4 мес., которые сохранились и в последующие годы в рекомендациях ряда других исследователей (Фатеева Е.М. с соавторами (1982 г.) - фруктовые соки с 1 мес., Студеникин М.Я., Ладодо К.С. (1981 г.) - фруктовые соки с 3-4 нед.).
В связи с указанными противоречиями были проведены анализ мировой литературы, посвященной этой проблеме, и собственные исследования, направленные на уточнение оптимальных сроков введения прикорма. Полученные данные позволили пересмотреть ряд рекомендаций по введению прикорма, действовавших ранее в нашей стране. Пересмотр коснулся в первую очередь сроков введения соков и их ассортимента. Было показано, что у детей, находящихся на естественном вскармливании, фруктовые соки не следует вводить в рацион детского питания ранее четвертого месяца жизни (т.е. с 4 месяцев). Более раннее введение соков нецелесообразно, поскольку оно не вносит сколько-нибудь значительный вклад в удовлетворение потребностей детей в витаминах и минеральных веществах, но в то же время нередко приводит к возникновению аллергических реакций и гастроэнтеральных нарушений. Что касается ассортимента соков, то был сделан вывод, что первым в питание детей можно рекомендовать яблочный сок, который характеризуется невысокой сенсибилизирующей активностью. Затем могут назначаться грушевый, сливовый, абрикосовый, персиковый соки, а на следующем этапе - черносмородиновый, вишневый и др.
Изменения коснулись также сроков введения творога и яичного желтка. В отличие от прежних рекомендаций раннего введения этих продуктов (с 2-3 мес.), мы считаем, что раннее введение творога, как дополнительного источника белка, нецелесообразно, поскольку дети, находящиеся на естественном вскармливании, получают необходимое количество белка с женским молоком. Творог следует вводить в рацион детского питания с 6-7 мес. Что касается яичного желтка, то его раннее введение нередко приводит к возникновению аллергических реакций у детей в связи с высокой сенсибилизирующей активностью данного продукта, поэтому желток целесообразно вводить в рацион детского питания с 7 мес. жизни. Хотя рекомендуемый нами срок введения в рацион детского питания мясного пюре остался неизменным - с 8 мес., этот вопрос следует признать спорным. Действительно, с одной стороны, мясо является основным источником высокоусвояемого гемового железа. В то же время в России у детей второго полугодия жизни значительно распространена железодефицитная анемия, и более раннее введения мяса может, по-видимому, служить фактором ее профилактики. С другой стороны, переваривание мяса требует значительного напряжения со стороны незрелых пищеварительных желез ребенка, а также метаболических систем печени и почек. Оценка возможного неблагоприятного влияния этой белковой нагрузки на здоровье ребенка в зависимости от степени его зрелости (и, следовательно, возраста) требует проведения дополнительных исследований. В то же время мы считаем, что относительно новый для России класс блюд прикорма - консервированные мясорастительные пюре - может вводиться в питание детей несколько раньше, с 6, а не с 7 мес., поскольку содержание мяса в них невелико (10-20% общей массы поре) и функциональная нагрузка на органы ЖКТ будет существенно меньше, чем при использовании чистого мясного пюре.
Рассмотренные данные об изменениях сроков введения ряда продуктов прикорма нашли свое отражение в «Методических рекомендациях по вскармливанию детей первого года жизни», утвержденных МЗ РФ в 1999 г.
Однако в последнее время в России развернулась дискуссия, касающаяся наиболее оптимальных сроков введения прикорма. Эта дискуссия инициирована недавно принятой резолюцией ВОЗ, которая рекомендует осуществлять исключительно грудное вскармливание, т.е. вскармливание ребенка только женским молоком без допаивания и введения в рацион детского питания любых продуктов в возрасте до 6 мес. жизни. Эта рекомендация имеет особое значение для развивающихся стран, где сохранение грудного вскармливания играет важную роль в профилактике кишечных инфекций. Однако она не принимает во внимание индивидуальные особенности детей (особенности их физического развития, состояние здоровья, аппетита и др.) и не учитывает интересы большого числа детей, находящихся на искусственном вскармливании. Поэтому срок введения прикорма должен быть строго индивидуальным, и вопрос о введении прикорма необходимо решать врачу, наблюдающему ребенка, вместе с его родителями.
Остается вопрос - что выбрать из всего разнообразия продукции как иностранных, так и российских фирм, готовить самим или покупать готовые блюда?
Продукты домашнего приготовления могут содержать: токсичные элементы (ртуть, мышьяк, кадмий, свинец и т.д.), антибиотики, пестициды, нитриты, нитраты, грибковые токсины, радионуклеиды, гормоны, патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Вы никогда не сможете проверить качество сырья, которое покупаете, его свежесть. При покупке мяса никто не может быть уверен, что оно не подвергалось неоднократному размораживанию.
Продукты промышленного производства готовят из экологически чистого сырья, они имеют стабильный, гарантированный состав, соответствуют строгим микробиологическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к детскому питанию, обогащены витаминами и микроэлементами, имеют оптимальную степень измельчения и длительный срок хранения.
Одними из продуктов прикорма промышленного производства, широко представленных в настоящее на российском рынке, являются продукты «Фруто-Няня» (ОАО «Прогресс»).
Среди продуктов «ФрутоНяня» можно найти все, что необходимо ребенку первого года жизни: соки, каши, фруктовые пюре, фруктовые пюре с творогом и сливками, овощные пюре, мясные пюре, мясные пюре с субпродуктами, а также детскую питьевую воду. При этом практические педиатры могут подобрать питание для здорового ребенка и для ребенка с определенными диетологическими проблемами, например, страдающему пищевой аллергией. Среди соков, фруктовых пюре имеются как моно-, так и поликомпонентные продукты; достаточно большой выбор продуктов, не содержащих сахар. Овощные и мясные пюре представлены широкой линейкой монокомпонентных пюре. Относительно недавно ассортимент продуктов «ФрутоНяня» пополнился мясными пюре с субпродуктами. Каши «ФрутоНяня» включают большой выбор безмолочных и молочных, безглютеновых и глютенсодержащих каш. При этом в ассортименте продуктов компании детского питания «ФрутоНяня» присутствуют разнообразные типы каш для питания детей: сухие и готовые каши, жидкие кашки.
В соответствии с современными тенденциями медицины, представлениями о здоровом питании «ФрутоНяня» совершенствует технологии производства продуктов детского питания. Появляются новые группы продуктов, обогащенные различными пищевыми веществами, имеющими важное значение для здоровья ребенка: витаминами, минералами, пребиотиками и т.д. В частности, это относится к жидким кашкам «ФрутоНяня», которые недавно появились на рынке. Данные кашки представляют собой смесь молока и злаков, имеют жидкую консистенцию, они готовы к употреблению. Упаковка ТетраПак, в которую разливаются эти кашки, делает удобным использование данного продукта. Их можно давать пить ребенку непосредственно из самой упаковки через трубочку или из бутылочки, чашки. Благодаря особенностям состава, т.е. преобладанию молочной части, данные продукты могут заменить часть молочных продуктов рациона ребенка. Благодаря наличию зернового компонента, использование данной кашки в качестве последнего кормления на ночь окажет хороший насыщающий эффект и улучшит сон ребенка. Разрешены они к использованию, начиная с 6 мес. В настоящее время ассортимент данных продуктов представлен несколькими видами: «Рисовая молочная», «Гречневая молочная с яблоками», «Пше-ничная молочная», «Мультизлаковая молочная». Отличительной особенностью кашек является наличие в их составе пребиотиков. Действие пребиотиков направлено на стимуляцию роста собственной по-лезной микрофлоры кишечника и подавление роста патогенной флоры, что ведет к улучшению состояния здоровья ребенка.
В 2004 году в ассортименте продуктов «Фруто-Няня» появились специальные продукты питания для беременных и кормящих грудью женщин - соки «ФрутоНяня для двоих» - «Профилактика анемии» и «Для улучшения лактации». Соки «Профилак-тика анемия» дополнительно обогащены легкоусвояемым лактатом железа, а «Для улучшения лактации» - лактатом кальция.

Литература
1. Руководство по детскому питанию. /Под редакцией В.А. Тутельяна и И.Я. Коня. Медицинское информационное агентство. Москва, 2004.
2. Nutrition of normal infants, ed. by Fomon S.- Mosby, 1993.
3. ESPGAN Committee on nutrition. Guidelines on infant nutrition. II Reccomendation for the composition of follow up formula and beikost // Acta Paeditric Scand, 1981. Suppl. 287.
4. Sullivan S., Birch L.// Pediatrics.1994, V.93.P.271-277.
5. ВОЗ. Европ. Регион. Бюро: Weaning foods in the 1980 s - Eur./HTA/target,1988
6. Hervada A., Newman D.// Current Problems in Pedistrics. 1992. 5/6. P. 222-239.
7. Конь И.Я., Сорвачева Т.Н., Куркова В.И. Современная схема вскармливания детей первого года жизни. Педиатрия, 1997, N3, С, 61-65.
8. Конь И.Я. / / Матер. 1 Межд. Конф. «Научные и практические аспекты совершенствования качества продуктов детского и геродиетического питания».1997. С.89-97.
9. Конь И.Я. / / Матер.VIII съезда педиатров России, - М., 1998. С.63-64.
10. Питание здорового и больного ребенка / Под ред. М.И. Олевского, Ю.К.Полтевой - М.: Медицина, 1965. 320 с.
11. Справочник по детской диетике / Под ред. И.М. Воронцова, А.В. Мазурина - М.: Медицина, 1982, С. 23-29.
12. Кисляковская В.Г. / / Вопросы охраны материнства и детства. 1970. N 4, С. 37-43.
13. Вскармливание детей первого года жизни.: Методические рекомендации МЗ СССР, - М., 1982, 65 с.
14. Студеникин М.Я., Ладодо К.С. Питание детей раннего возраста. - М, 1991.175 с.
15. Сорвачева Т.Н. / / Вопросы питания.1996, N5.С.54 -57.
16. Лебедев А.Г. / / Педиатрия. 2002, N1. С. 54 -57.
17. Питание детей первого года жизни/ Под ред. В.А.Филина, Т.Г.Верещагиной - М.: Династия, 2005, С. 6- 10, 52-80.
18. www. frutonyanya.ru