Все подготовительная группа. ● Группы детского сада

Цель.

Задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 115»

Педагогический проект в подготовительной группе

«Мы - россияне»

Выполнили воспитатели:

Ткачева Т.Ю.

Беляева Т.А.

Воронеж 2018г

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида№115»

Педагогический проект

«Мы - россияне»

В подготовительной группе

Цель.

Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.

Задачи.

Расширять и углублять знания детей о своей стране, родном городе, городах России. Развивать интерес к русским традициям и промыслам. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родному краю, Родине; воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества. Развивать память, внимание, мышление, творческие способности, навык общения.

Сроки и этапы реализации.

I Подготовительный этап

1 Постановка целей и задач.

2 Планирование по проекту.

3 Изучение методической литературы.

II Разработка проекта

1 Подбор методической литературы.

2 Выбор формы работы с детьми и родителями.

3 Выбор основных мероприятий.

4 Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

5 Определение и формулировка ожидаемых результатов.

I II Внедрение проекта

1 Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о Воронеже», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой город», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», « Графский заповедник», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

2 Выставки детских работ: « Мой город», «Флаг России», «Матрёшка», « Городец», «Гжель», «Дымковская игрушка».

3 Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Мой город», «Моя семья», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты», «В гостях у сказки».

4 Консультации для родителей

5 Участие в конкурсах

6 Помощь в подготовке праздников и развлечений

Презентация проекта «Мы-россияне»

Участники проекта:

Дети

Родители

Воспитатели

Срок реализации проекта:

Тип проекта:

Познавательный

Коллективный

Продолжительность

Долгосрочный

Ожидаемый результат

Для детей:

Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.

Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.

У детей более глубокие знания о Воронеже.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства.

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.

Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

А.Н. Толстой говорил: «Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

I Блок – Семья. Детский сад.

Беседы:

«Традиции моей семьи»

«Права ребёнка на имя»

«Мамочка моя»

«Мой любимый детский сад»

Рассматривание фотоальбомов и иллюстраций: Фотоальбомы с семейными фотографиями, «Ах как хорошо в садике живётся».

Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Художественное творчество:

Рисование «Дом, в котором я живу», «Моя семья»

Аппликация «Овощи на зиму»

Развлечение: «Самые родные бабушки и дедушки наши дорогие»

Д/игры «Кто старше?», «У кого сегодня день рожденья?», упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?», «Кто ты для бабушки?».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка», «Наша квартира», «Много мам на белом свете»

Настольный театр: «Волк и семеро козлят»

Описательный рассказ: «Моя мама»

Подвижные игры:

РНИ «Пирог»

РНИ «Горелки»

РНИ «Карусели»

Работа с родителями:

Консультации:

«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»

Родительское собрание: «Готовимся к школе»

Октябрь

II Блок Малая Родина

Беседы:

«День пожилых людей»

«Мой город»

« Воронежская область »

« Воронежские поэты»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов : Книги А.В. Кольцова, И. С. Никитина, рассматривание символики город Воронежа, фотоальбом «Перелётные птицы России», « Воронеж», «Питомцы графского заповедника»

Художественное творчество:

Аппликация « Герб Воронежа»

Рисование по стихам А.В. Кольцова

Лепка «Урожай в моём огороде»

Чтение художественной литературы: А.В. Кольцов «Песня пахаря», И.С. Никитин «Стихотворения»

Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»

Д/игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»

Подвижные игры:

РНИ «Совушка»

РНИ «Золотые ворота»

РНИ « Со вьюном хожу»

Описательный рассказ: «Дом, в котором я живу»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Выставка поделок «Что нам осень подарила»

Ноябрь

III Блок Россия

Беседы:

«История возникновения России»

«Государственные символы России»

«Президент России»

«Богатства России»

Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».

Художественное творчество:

Аппликация горох + рисование «Флаг РФ»

Рисование «Кремль»

Рисование по сказкам А.С. Пушкина

Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России

Пальчиковая гимнастика: « Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»

Д/игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»

Подвижные игры:

РНИ «Горелки с платочком»

РНИ «Дедушка - рожок»

Хороводная игра «Перелёт птиц»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Декабрь

Беседы:

«Москва – столица России»

«Башни Кремля»

«История праздника Новый год»

«Праздник – это весело»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Красная книга России, открытки на тему «Новый год», «Русский народный костюм», «Зимующие птицы России», работа с глобусом.

Художественное творчество:

Рисование «Новый год»

Оригами «Ёлочка»

Граттаж – «Зима в деревне»

НОД: «Россия - Родина моя»

Чтение художественной литературы: Чтение русских народных сказок, чтение и разучивание стихотворений о новогоднем празднике, зиме.

Пальчиковая гимнастика: «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима »

Д/игры: «Что мы делаем», «Подбери признак»

Подвижные игры:

РНИ «Пирожок»

РНИ «Гуси - лебеди»

РНИ «Два мороза»

Праздник: «Новый год у ворот»

Работа с родителями:

Консультации:

«Роль родителей в формировании патриотических чувств»

Новогодняя выставка « Игрушка на елку »

Январь

III Блок Народное творчество

Беседы:

«Народные промыслы»

«Устное народное творчество»

«Русская матрёшка»

«Хороводные игры на Руси»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Художественное творчество:

Рисование « Кувшин расписанный гжелью», « Городецкая досочка»,

Аппликация «Дымковская барышня»,

НОД: «Украсим матрёшке сарафан»

Чтение художественной литературы: РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»

Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»

Д/игры: «Что из чего?», "Найди лишнее", "Это что за завиток?"

Подвижные игры:

РНИ «Гори, гори ясно»

РНИ «Золотые ворота»

РНИ «Ручеёк»

Работа с родителями:

Консультации:

Февраль

IV Блок Защитники отечества. Масленица.

Беседы:

«День Защитника Отечества»

«Военные»

«Наша родная армия»

«Масляная неделя»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Военная техника», «Вооружённые силы РФ», «ВВС России», «Ордена и медали России», «Праздник Масленица»

НОД: «Путешествие по России»

Художественное творчество:

Рисование : «Портрет защитника Отечества».

Аппликация «Открытка для папы»

Обрывная аппликация: «Солнышко»

Чтение художественной литературы: Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», Я. Длуголенский «Что могут солдаты», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу.

Экскурсии:

Пальчиковая гимнастика: «На постой», «Капитан»

Д/игры: «Кому что нужно», «Назови войска».

С/р игры: « Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки».

Подвижные игры: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»

РНИ «Золотые ворота»

РНИ «Бояре»

Праздники : «День защитника отечества», «Масленица»

Работа с родителями:

Консультации:

«Ребёнок и его родина»

Презентация проекта: «Мы – россияне»

Итоги проекта:

В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книги России. Ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами, Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Используемая литература :

1. Н. В. Алешина «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».

2. Ерохина Е. Л., Круглова ТА. «Государственные символы России. Флаг; герб, гимн».

3.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: детство-Пресс, 2000.

4.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа.

5.Гербова В.В.Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

6.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

7.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)

8.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.


В России ежегодно отмечается день науки. В детском саду это событие не остаётся незамеченным, ежегодно проходит неделя науки в подготовительной группе. В течение недели планируются разнообразные эксперименты, доклады и проблемные ситуации, которые знакомят детей с научными открытиями. В рамках «Недели научных открытий» мы с детьми подготовительной группы мы проводили такие мероприятия.

Понедельник — робототехника

В ходе которой дети узнали, что роботы используются в различных областях: медицине, космосе, производстве, в развлекательных целях. Дети с охотой делились впечатлениями о том, где они видели роботов.

Изготовление робота из коробок. Дошкольники назвали его Робиком, он каждый день приносил для детей интересные задания.

Рассказ воспитателя о научных достижениях человечества, решение проблемных ситуаций, типа «Что было бы, если бы не придумали самолёты (компьютеры, мультики т.д.)».

Внесение в группу схем и чертежей для рассматривания.

Самостоятельные игры с микроскопом, лупами, стёклами от очков, зарисовки наблюдений в книге «Что я видел».

Вторник — лаборатория воды

Открытие лаборатории воды. Робик принёс детям воду, краски, соль, камни, лимон, разные ёмкости, мерные ложки и многое другое, с помощью чего можно доказать предположение детей о разных свойствах воды.

Изготовление цветных льдинок для ледяной скульптуры. Поскребли мы по сусекам и насобирали разные формочки для льда, вкладыши, детали конструктора и ещё кучу всего, куда можно залить воду. Ещё нам понадобились вёдра разного размера и пищевой краситель. По ходу деятельности мы закрепили способы получения цветов путём смешивания и выясняли особенности измерения объёма жидкости.

Просмотр презентации «Вода в природе», целью которой являлось выяснить знания детей о воде, её агрегатных состояниях. Мы вспомнили, что есть вода в овощах и фруктах, потому что наблюдали, как из них испаряется вода в течение недели, а потом помещали в жидкость и овощи принимали первоначальный вид. Говорили о круговороте воды в природе, вспомнили свойства пара.

Среда — природное электричество

Знакомство детей с природным электричеством. Опыты с электричеством всегда привлекают внимание детей. Вот и в этот раз мы прикрепляли воздушные шарики к стене, потерев тряпочкой, искали электричество в шерстяных вещах.

Просмотр передач о научных открытиях.
Конструирование роботов из разных материалов по предложенным схемам. Дошкольники проявили фантазию и сделали роботов из бумаги, спичек, конструктора. Потом стали изготавливать машины, ракеты-роботы и т.д.

Четверг — магнитная лаборатория

Открытие магнитной лаборатории. Мы беседовали о полезных ископаемых, вспоминали свойства магнитов, искали предметы в песке с их помощью и заставляли героев театра двигаться.

Разгадывание ребусов по теме недели. Я старалась подобрать для детей развивающие задания по теме недели: логические таблицы, ребусы, лабиринты, корректурные пробы и зашумлённые изображения.

Домашние заготовки «Работа ТЕЦ». Дошкольники вместе с родителями подготовили небольшие сообщения и презентации о работе электростанций.

Экспериментирование с различными материалами. Мы выдвигали различные гипотезы, а потом доказывали или опровергали их, как настоящие учёные. Мы надували шарик на бутылке, пытались заморозить подсолнечное масло, утопить яйцо и многое другое.

Пятница — оформление выставки, подведение итогов

Тематическая прогулка «День рождения Снежной королевы». На прогулке мы помогали королеве делать угощения: ледяные пирожные и огромный торт.
Открытие выставки «Роботехника» совместных работ с родителями.


Изготовление схем экспериментов, научных буклетов о свойствах воды, почвы, воздуха, брошюры «Для чего нужна вода». Дети подготовительной группы показывали это пособие малышам и рассказывали им о воде.

Изготовление рации — телефона для сюжетных игр.

В течение недели мы читали познавательные сказки Т.А. Шорыгиной, наблюдали за огородом на окне и ели лук собственного производства.

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования. Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательных способностей.
Задачи:
- расширять словарный запас детей по теме «школа»;
- развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь;
- воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к себе, к окружающим и к школе;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться.
Предварительная работа.
- Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок школе и школьных принадлежностях.
- Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о школе, картинки с изображением школьников, диск с музыкой о школе.
Призы: шоколадные медальки.


Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками.
Послушайте стихотворение о школе.
Что такое школа

Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Воспитатель: Но для того, чтобы в школу пойти, нужно узнать, что, же вы знаете, умеете. А как вы думаете, школа отличается от садика?
Ответы.
Воспитатель: Что нужно сделать, когда заходите в класс?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, и наши ребята подготовили стихи.


Ребенок: Слова чудесные эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться всем спешат.
Ребенок: Встречу, новый разговор,
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
Ребенок: «Добрый вечер», «Добрый день»,
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
Воспитатель: Как вы думаете, правила школьные отличаются от правил садика?
Ответы.
Воспитатель: Назовите, свой адрес, адрес своего садика?

Ответы.
Воспитатель: А как нужно себя вести в школе?
Ответы.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о школе? Как узнаете, что начинается урок?
Ответы.
Воспитатель: А после урока, чем занимаются дети?
Ответ.
Воспитатель: Правильно, на переменке отдыхают. Вот и я предлагаю вам немножко отдохнуть.


Можно бегать и шуметь, (дети бегают на месте)
Переменка, переменка (дети стоят в кругу, хлопают в ладоши)
Отдохните хорошенько (дети подпрыгивают)
Танцевать и песни петь (дети танцуют)
Можно сесть и помолчать (приседают и затихают)
Только - чур! Нельзя - скучать! (подпрыгивают)
Воспитатель: Кто работает в школе?
Ответы.
Воспитатель: Что делает учитель?
Ответы.
Воспитатель: Ну что, в школу пойдем, заниматься начнем?
Ответы.
Воспитатель: Ваше первое задание, на столах у вас лежат кубики с буквами. Постарайтесь выложить из них знакомые вам слова.
Дети выкладывают.


Воспитатель: А теперь назовите мне буквы, из которых состоит слово –ШКОЛА.
Ответы.
Воспитатель: Давайте соберем из кубиков это слово. Каждый ребенок собирают одну определенную букву(распределяем буквы перед работой).


Воспитатель: Посмотрите, на доске развешены картинки, нужно найти предметы, которые начинаются с одинаковой буквы.
Игра: «Найди слова, на букву…».


Воспитатель: А сейчас все дружно встали, ушки навострили и физминутку повторили.(по тексту повторяем движения).
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем зайки шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
Воспитатель: А сейчас, загадки почитаю,
И отгадки посчитаю.


- Разноцветными носами
По бумаге водят сами.
Их рисунки хороши.
Это что? (Карандаши)
- Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его? (букварь)
- Он для ручек домом стал.
Называется... (пенал)
- Мы за парты дружно сели,
Рты закрыли на замок:
В перемену мы галдели,
А теперь у нас... (урок)
- Тетради и ручки, учебник, точилку -
Ты с вечера все собери и проверь.
Ведь в школу идешь ты, а не на рыбалку,
Поэтому должен быть собран... (портфель)
- Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.(книга)
Воспитатель: Так как вы уже будущие школьники, я хочу послушать ваши небольшие рассказы на тему: «Из окна, из окна – наша школа видна».
Дети составляют небольшие рассказы.
Воспитатель: На мольберте поселились домики, а в каждом домике окошко, нам нужно в это окошко поселить фигуру. У вас тоже на столах есть домики с определенными фигурами и окошками.
Игра: «Найди свой домик».


Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один – много».
Я называю один предмет, а вы много предметов. Например: карандаш – карандаши.
Ручка - …,
Линейка - …,
Ластик - …,
Парта -…,
Ученик - …,
Двойка - …,
Буква -…и т.д.
Воспитатель: Вроде и буквы знаете, и принадлежности школьные вспомнили, а вот считать вы умеете? Предлагаю вам для ума задачки.
За партой сидит 1 мальчик, а рядом села 1 девочка. Сколько детей сидит за партой?
Ответ.
Воспитатель: Было 3 яблока, их разделили пополам. Сколько человек можно накормить яблоками?
Ответы.
Воспитатель: Нам нужен карандаш красного цвета, синего цвета и зеленого цвета. Сколько карандашей мы взяли?
Ответ.
Воспитатель: Физминутка «Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдём (шагаем)
И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки)
В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)
В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)
И учиться все на пять! (показать 5 пальцев)
Воспитатель: Давайте закрепим пройденный материал. Я задаю вопросы, а вы отвечаете «Да» или «Нет».


- В школу ходим мы играть?
- Иль пятерки получать?
- На уроке будем спать?
- Или с куклами играть?
- Друзей мы будем обижать?
- Учителей мы будем уважать?
- Дневник учителю дадим?
- Читать мы будем каждый день?
- На переменке отдохнем?
- И вновь учиться мы начнем?
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Послушайте стихотворение.
Ребенок: Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Воспитатель: Вот и сегодняшнему нашему занятию мы говорим «До свидания», я вас благодарю за занятие и всем вручаю медальки, правда, пока только шоколадные.
Самостоятельная деятельность детей по теме «Школа».

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект в подготовительной группе

«Скоро в школу мы пойдем»

Описание проекта:

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.

Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Новизна:

Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Проблема:

Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.

Результаты беседы на тему «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.

Цель проекта:

повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
  • воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  • создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
  • обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
  • Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

Для педагогов :

  • Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.

Вид проекта:

информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный

Срок реализации:

с 01.09.2016-29.05.2017г.

Участники проекта:

  • дети подготовительной группы «Светлячок» МБДОУ;
  • педагоги МБДОУ;
  • родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
  • облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
  • формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
  • доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Для родителей:

  • информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
  • владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Для педагогов:

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.

Продукты проектной деятельности:

Для детей:

  • Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
  • Творческие сочинения «Школа, в которой я буду учиться»;
  • Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».

Для родителей:

  • Результаты анкетирования «Скоро в школу»;
  • Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться».

Для педагогов:

  • сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
  • методические рекомендаций для педагогов по проведению «Школы родителя будущего первоклассника»;
  • изготовление папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, телевизор.
  • библиотека для детей и родителей.
  • подбор литературы,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • выставки книг, рисунков,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое сопровождение:

  • Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г.
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой : Мозаика-Синтез, 2014.
  • О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Интернет-ресурсы.

Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап

п/п

Результат

ответственные

Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.

Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта.

воспитатели

Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной художественно-эстетической направленности).

Перспективно-тематический план.

(Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности).

Старший воспитатель,

воспитатели

Подбор информации по данной теме.

Создание методического обеспечения проекта.

Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.

Подбор пословиц и поговорок по теме проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.

воспитатели

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Анкетирование родителей по теме, проведение встречи с учителем начальных классов, родительского собрания.

воспитатели

2.Практический этап

Мероприятия на сентябрь

ответственные

Беседы

« Что такое школа?».

воспитатели

НОД

НОД «Что такое школа и чем там занимаются дети?».

воспитатели

Коммуникативная деятельность

Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.

воспитатели

С.Маршак «Первое сентября»

Ю.Коваль «Нулевой класс»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Здание школы»

воспитатели

Работа с родителями

Родительское собрание «Готовим детей к школе»,

Встреча с учителем начальных классов «Родители будущих первоклассников».

воспитатели

Мероприятия на октябрь

ответственные

Беседы

«Каким я буду первоклассником».

воспитатели

НОД

«Что тебе понравилось в школе?» (составление рассказа)

воспитатели

Физическое развитие

воспитатели

Дидактические игры

На школьную тематику

воспитатели

Экспериментальная деятельность

Экскурсия в школу

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Школьные принадлежности»

Лепка «Школьные принадлежности»

Слушание песен о школе

Воспитатели, музыкальный руководитель

Работа с родителями

Памятка «Советы родителям будущих первоклассников»,

информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе»

воспитатели, родители

Мероприятия на ноябрь

ответственные

Беседы

«Профессия учитель».

воспитатели

НОД

Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?».

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Игровая переменка». «Звучит сигнал».

воспитатели

Дидактические игры

«Что возьмем в школу»

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Магазин школьных принадлежностей»

воспитатели

Чтение художественной литературы

Э.Мошковская «Мы играем в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я увидел в школе»

воспитатели

Работа с родителями

Анкетирование: «Как вы готовите ребенка к школе?»

воспитатели

Мероприятия на декабрь

ответственные

Беседы

«Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?»

воспитатели

НОД

«Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа)

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Скоро в школу»; «Слоговые домики».

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Я – учитель»»

воспитатели

Чтение художественной литературы

В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Аппликация «Здание школы»

Воспитатели,

Работа с родителями

Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу»

Воспитатели, родители

Мероприятия на январь

ответственные

Беседы

«Чего нельзя делать в школе»

воспитатели

Театральная деятельность

Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил»

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Я – спортсмен!», «Найди!»

воспитатели

Дидактические игры

«Собери портфель в школу» «Расскажу, но не покажу»,

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Урок физкультуры»

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я видел в школе»

Разучивание песни «Учат в школе»

воспитатели, муз. руководитель

Работа с родителями

Консультации

«Навыки первоклассника».

воспитатели

Мероприятия на февраль

ответственные

Беседы

«Чем школа отличается от детского сада».

воспитатели

НОД

«Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Я начну, а ты продолжи», «Собери портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Урок математики»

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Конструирование «Моя школа»

воспитатели,

Работа с родителями

Консультация «Как выбрать школу?»

воспитатели,

родители,

Мероприятия на март

ответственные

Беседы

« Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?».

воспитатели

НОД

«Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду»

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Расшифруй слова», «Числовые домики»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Школьная библиотека»

воспитатели

Чтение художественной литературы

воспитатели

Продуктивная деятельность

Карта «Дорога в школу»

воспитатели

Театральная деятельность

Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку»

воспитатели

Мероприятия на апрель

ответственные

Беседы

«Хотите ли вы учиться в школе?»

воспитатели

НОД

«Чему учат в школе?»

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Школа».

воспитатели

Чтение художественной литературы

М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «В какой школе я хочу учиться»

воспитатели

Работа с родителями

Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться», консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации»

Итоговое родительское собрание

Кто-нибудь знает в чем польза подготовительной группы? Многие родители малышей детсадовского возраста мучаются вопросом: отдавать ли свое ненаглядное чадо в детский сад или же оставить под присмотром бабушек и дедушек. Конечно, в каждом случае все индивидуально и решать только вам, но ближе познакомившись с тем, что ожидает вашего кроху, в его первом учебном заведении, вам будет легче принять верное лечение.

  • В первую очередь детский сад является некой ступенькой в развитии вашего малыша. Взрослея, наши дети поэтапно входят во взрослую жизнь, режим которой довольно часто сильно разнится от домашнего уютного времяпрепровождения, где все вниманию предоставляется только ему и все желания тут же удовлетворяются. В саду ребенок учится подстраиваться под заведенный режим и определенный ритм жизни – это первые шаги самостоятельности и самодисциплины.
  • Во-вторых, такие группы, как раз и отличаются тем, что здесь детей целенаправленно развивают и готовят к следующему этапу.

В основном в этой возрастной группе продолжается применение сюжетно-ролевых игр в обучении деток дошкольного возраста. В подготовительной группе применяются интегрированные (комплексные) занятия, о которых пойдет речь чуть позже и проходит непосредственное развитие необходимых навыков у детей данного возрастного периода.

Давайте рассмотрим в конкретных примерах, каждый из этих методов.

Занятия в подготовительной группе детского сада:

Сюжетно ролевые игры в развитии дошкольника

Что касается сюжетно-ролевых игр: с помощью таких игр дети закрепляют способности к совместному взаимодействию друг с другом, то есть умению сотрудничать, развивается способность предметного взаимодействия (закрепление знаний про формы, цвета, размеры различных предметов).

Развивается воображение с помощью одушевления игрушечных персонажей, кукол.

В этом возрасте дети уже могут самостоятельно придумывать для себя роли и играть без непосредственного участия воспитателя, но роль взрослого в том, чтобы создать предметно-игровую среду и организовывать соответствующую атмосферу. Ребенок сам выбирает себе роль (мама, строитель, доктор) и затем ведет себя соответственно выбранному сюжету. Так закрепляется способность переносить свое действие с одного предмета на другой, сопоставлять свои поступки с действиями окружающих людей.

Воспитатель должен подготовить необходимые наборы игрушек, которые смогу увлечь детей игрой, а после этого подтолкнуть малышей к игре. Это можно сделать, начав игру самому, например, так: «Я доктор. Буду лечить деток. Здесь у меня будет находиться больница. Заходите, кого нужно полечить. Котик, ты заболел? Где у тебя болит? Покажи мне горлышко, а ушко. Сейчас температуру мерить будем, вот держи градусник» (Ставит котику градусник.) Теперь тебя посмотрим. У тебя ручка болит?». Затем воспитатель вместе с игрушками может полечить и ребят, а затем предложить деткам поиграть самим.

Конечно, в группе большее внимание уделяется развитию навыков счета, чтения, первым навыкам математики, письма.

Комплексные занятия в подготовительной группе

Как мы уже говорили ранее, очень эффективными для развития способностей у детей являются комплексные занятия. Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие. Перемена типов действия прекрасно сочетается с активно – подвижной природе малышей и помогают рассмотреть изучаемый предмет (или явление) с разных точек зрения. В ходе занятия также предусмотрено закрепление новых знаний на практике. Преимущество в том, что ребенок не успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации.

Комплексные занятия помогают сгладить возникающие противоречия между педагогическим обучением и естественным развитием личности будущего школьника, таким образом, устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.

Соединяя в необходимых пропорциях фрагменты улучшения речевых способностей, изотворчества, развития физического здоровья в одно комплексное занятие, воспитатель может сохранить внимание ребят на высоком уровне довольно продолжительное время, причем это относится к детям различного темперамента и способностей. В интегрированном занятии практически любой малыш отыщет для себя интересные темы.

Основными областями, в которых обучают деток, в подготовишках являются:

  • развитие речи;
  • ознакомление с природой;
  • познание окружающего мира;
  • занятия изобразительным искусством, лепкой, аппликациями;
  • навыки математики и логического мышления;
  • развитие памяти с запоминанием небольших стихотворений;
  • укрепление физического здоровья, с использованием упражнений и некоторые другие способности.

Давайте на примере рассмотрим комплексное занятие из области знакомство с природой, развитие речи и навыков рисования. Представим его в сжатом виде, чтобы понять суть.

Занятие в подготовительной группе детского сада на тему: «Воробей»

  • Дать детям знания о воробье.
  • Учить пересказывать текст, сохраняя обороты речи, использованные автором, не нарушая последовательность. Продолжать обучать ребят рисовать птицу, создавая композицию.
  • Словарь: воробей, воробушек.
  • Развивать связную речь, мелкую моторику рук.
  • Упражняться в звукоподражании, в способностях счета и составе числа.
  • Прививать любознательность, экологическое восприятие мира.

Оборудование:

  • Картинка с изображением воробья и надписью.
  • Аудиозапись звуков воробья.
  • Кукла-рукавичка Воробей или вырезанная фигурка птицы из бумаги.
  • Альбомные листы с нарисованным контуром (контур карандашом), цветные карандаши.

Ход занятия:

Сейчас мы познакомимся с маленькой птицей. Это – воробей. (Показываем картинку и читаем надпись).

Посмотрите на воробья. Размером он примерно с попугая (15 см), коричневый с серыми вставками.

Передвигается воробей мелкими прыжками, и издает звуки: «чик-чирик». Послушайте, как он чирикает. (Включаем аудиозапись).

Попробуйте сами так сказать «чик-чирик». (Звукоподражание).

А как же называются птенцы воробья? Давайте повторим птенцов других птиц.

Игра «угадайте птенца»

Птенец кукушки – … это кукушонок.

Птенец аиста – … это аистенок.

Птенец вороны –… это вороненок.

Птенец скворца – … это скворчонок.

Птенец совы – … это совенок.

Птенец журавля – … это журавленок.

А теперь поиграем.

Динамический отдых «Воробушки ищут корм»

Дети изображают полет птиц и выбегают из-за столиков на ковер, на котором лежат множество средних пуговиц. Это зерна и другой птичий корм. Воспитатель предлагает взять по два зернышка – больше воробей не унесет. Дети летят за едой несколько раз. Потом считают количество пуговиц. Говорится, что четыре состоит из двух двоек.

Теперь продолжение рассказа об особенностях поведения и жизни воробья.

Воробьи – птицы забавные, подвижные. Однажды произошла такая история. Воспитатель рассказывает короткую историю с элементами показа происходящего, можно привлечь ребят.

Чтение рассказа о воробье, известных писателей. Затем изобразить на листе эпизод из рассказа на подготовленном листе бумаги (допускаются контуры зарисовок).

Подвижная игра «Птицы летят домой»

Дети летят, как птицы. Если они слышат названия не птиц, то стоят на месте. А когда слышат слова «воробушки домой»» - бегут на ковер и становятся в гнезда (обручи).

Вороны домой летят.

Воробьи домой летят.

Свои рисунки вы возьмете домой и, смотря на них, расскажите про воробья.

Затем прочтите стихотворение или скороговорку про воробья.